Музыкальные игры в детском саду
статья

Гурова Марина Михайловна

Музыкальные игры в детском саду

(из опыта работы музыкального руководителя)

Игра – это эмоциональная непосредственность    мотивов,

                                  устремленность к цели, оценка результатов деятельности,

                                  усвоение нового.

                                                                                                              Г.С. Тарасов 

 

Задача дошкольного учреждения – создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребенка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gurova_m.m._igry_v_detskom_sadu.docx21.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                   Гурова М.М, муз. руководитель

                Дошкольное отделение ГБОУ школы №297 Пушкинского района

                                                                               Г. Санкт- Петербурга

                                           Игры в детском саду

 (из опыта работы музыкального руководителя)


                                  Игра – это эмоциональная непосредственность    мотивов,

                                  устремленность к цели, оценка результатов деятельности,

                                  усвоение нового.

                                                                                                              Г.С. Тарасов  

Задача дошкольного учреждения – создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребенка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

  1. Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. Музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.
  2. Развивают у детей быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление. Здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.
  3. Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать  движения собственного тела.
  4. Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
  5. Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно – сосудистой систем, костно – мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

В раннем дошкольном возрасте (2 – 3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они простые, подвижные, хороводные.  

Во второй младшей группе (3-4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, учатся элементарно характеризовать мелодии ( высокие и грустные, тихие и громкие, медленные и быстрые) (например, «Птички и птенчики», «Отгадай, на чем я играю» и т.д.)

Дети средней группы (4-5 лет) уже имеют определенный музыкальный опыт, поэтому добавляются к играм и самостоятельные действия с дидактическими материалами. (Например, «Озвучь инструмент на картинке»). Успешно проходят игры на определение характера музыки. Однако, музыкальные подвижные игры с правилами еще вызывают затруднение.

Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.

Музыкальные игры для старших дошкольников становятся уже более сложными и разнообразными.

Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями, а будущие школьники (6-7лет) способны даже без музыкального руководителя проводить подвижные и хороводные игры, сами подбирают необходимые атрибуты.

Сюжетно – ролевые игры в старшем дошкольном возрасте становятся более развернутыми, замысловатыми по сюжету.

                                  Виды музыкальных игр

Среди музыкальных игр можно выделить несколько видов.

  1. «Спокойное музицирование». Это игры, нацеленные на восприятие мелодии, например, «Отгадай характер музыки», «Солнышко и дождик». К такой деятельности можно привлекать подгруппу детей из нескольких человек.
  2. Дидактические музыкальные игры. Эти игры можно проводить на занятиях (причем, не только музыкальных). Для организации таких игр необходим специальный наглядный материал (его можно изготовить самостоятельно или при помощи детей).

Примеры дидактических игр музыкальной тематики:

а) «Что лишнее?» Дошкольникам предлагаются карточки с изображением 4-х музыкальных инструментов, среди которых есть один лишний.

б) «Звенят колокольчики».

в) «Какой инструмент исчез?» и т.д.

Дидактические музыкальные игры  помогают развитию внимания, памяти, становлению логических операций.

  1. Подвижные игры с музыкой.

     Эти игры характеризуются динамикой действия. Например, игра     «Займи стульчик», «Море волнуется раз».

  1. Хороводные музыкальные игры.

Хороводные игры схожи с подвижными своей динамичностью. Однако, в отличие от предыдущих, дошкольники движутся по кругу, взявшись за руки, иногда прерываясь на какие – то действия. (Например, игра «Каравай»).

  1. Сюжетно – ролевые игры.

Музыка успешно включается в сюжетно – ролевые игровые действия воспитанников детского сада. Например, «Оркестр», «Музыкальный магазин» и др. Иногда дети используют известную песню вместо считалки для распределения ролей в игре.

Интересно, что одну и ту же тему можно задействовать в разных видах музыкальной игры.

 Например, «Снеговики и снежинки».

Цель игры: учить дошкольников различать бодрую и спокойную мелодию.

  1. «Спокойное музицирование». Педагог исполняет на пианино мелодию польки и вальса. В первом случае дошкольники хлопают в ладоши, во втором – делать плавные вращательные движения кистями рук. Музыка чередуется в разной последовательности.
  2. Подвижная игра. На одной  стороне зала сидят «снеговики», на другой – «снежинки». Под звуки польки первые движутся поскоками, под мелодию вальса вторые медленно кружатся.
  3. Хороводная игра. Задание выполняется в двух кругах.

       Например, игра «Погода».

       Цель игры: Учить определять общий характер музыки.

  1. У каждого ребенка три карточки с изображением дождика, града, снежинок. Звучат вариации рус.нар. песни «Во саду  ли..» - дошкольники поднимают картинку с соответствующим природным явлением (например, отрывистая музыка – это град, более плавная – дождь, тихая и медленная – снегопад).
  2. В комнате располагаются три тучки: белая, синяя, черная. Возле каждой тучки находится команда детей. В соответствии с мелодией определенная подгруппа выполняет движения: дети кружатся, бегают, подпрыгивают.
  3. То же самое происходит в ходе хороводной  игры, только участники движутся  по кругу вокруг своей тучки.

Вывод:  Игра – самый главный вид деятельности дошкольников. Она помогает  усвоению любых знаний, навыков, в том числе вокальных и ритмических. Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребенку гармонично развиваться.

Дидактические игры способствуют становлению логического мышления, закреплению математических понятий, совершенствуют речь.

Сюжетно – ролевые игры учат детей применять на себе новые социальные роли.

Подвижные игры связывают музыку с физической  активностью, а хороводные  - поддерживают давние славянские традиции.

Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя ее по мере взросления детей.

Только при комплексном характере решения задач развития музыкальности ребенка, педагогического мастерства, условий и методов воспитания, системности осуществляемой работы, взаимодействия специалистов ДОУ и родителей, музыкальная развивающая игра будет выступать эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Музыкальные игры в детском саду"

статья о использовании музыкальных игр на занятиях по музыкальному развитию дошкольников или в образовательной области "Музыка"...

Музыкальная игра в детском саду с использованием ЦОР

Использование различных видов образовательных ресурсов, повышающих качество воспитательно-образовательного процесса на музыкальных занятиях....

Консультация "Музыкальные игры в детском саду"

Консультация "Музыкальные игры в детском саду"...

Музыкальные игры в детском саду

Приобщение дошкольников к миру музыки – одна из основных задач воспитателей. Для создания дружественной атмосферы среди детей и хорошего настроения в детском саду, ни одно занятие не проходит бе...

Горелкова Т.В. «Зимние музыкальные игры в детском саду».

Большой эмоциональный подъём у детей вызывают игры. Игровая культура России когда-то была одной из самых богатых в мире. От нас - взрослых, родителей и педагогов, во многом зависит её настоящее состоя...

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ  В ДЕТСКОМ САДУ...

Музыкальные игры в детском саду

Подборка интересных музыкальных игр для дошкольников...