Как способствовать развитию речи ребенка?
консультация

Своевременно развивающаяся речь - одно из основных условий нормального развития ребенка в интеллектуальном плане, формирования его поведения и различных форм деятельности. Но в последние годы все чаще встречаются дети с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Как способствовать развитию речи ребенка?

Своевременно развивающаяся речь - одно из основных условий нормального развития ребенка в интеллектуальном плане, формирования его поведения и различных форм деятельности. Но в последние годы все чаще встречаются дети с нарушениями речи. Эти нарушения имеют свои множественные причины, разную степень тяжести и различный по продолжительности период коррекции: одни исправляются за несколько занятий, на устранение других требуются месяцы и, даже, годы. Для одних достаточна работа логопеда, в других случаях необходима совместная работа нескольких специалистов, привлечение врачей для проведения медикаментозного лечения.

Речевые нарушения имеют различные причины возникновения: в одних случаях причинами нарушений речи являются: соматическая ослабленность; психологические травмы; неполноценная речь окружающих; в других - органические нарушения речевого аппарата и центральной нервной системы.

Нарушения речи различны: от нарушения произношения отдельных звуков до полного отсутствия речи.

Не стоит забывать, что до 4-х - 5-и лет нарушенное произношение отдельных звуков является физиологической нормой.

К логопеду поступают дети с дефектами речи, которые можно разделить на группы:

К первой группе относятся дети, у которых нарушено произношение отдельных звуков (отсутствие или искажение).

Дети второй группы не только неправильно произносят звуки речи, но и недостаточно их различают, не чувствуют акустической и артикуляционной разницы между ними. Поэтому дети делают ошибки при чтении и письме (пропускают, переставляют слоги, не договаривают окончания). Может быть нарушено произношение одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при нормальном физическом слухе.

Дети слитно произносят два или несколько звуков, неверно применяют их в словах; употребляют в словах звуки, которые легче произнести; заменяют сложные для произношения звуки более простыми. Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Наблюдаются некоторые трудности в овладении фонематическим анализом.

В третью группу попадают:

- дети, пользующиеся лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации не понятен. Им крайне сложно различать звуки речи.

-дети, речь которых мало понятна, они чаще называют только предметы и действия, неверно или практически не согласовывают части речи, практически не используют предлоги.

- и дети, говорящие понятно для окружающих, но испытывающие трудности в различении звуков речи, подборе слов для высказывания (бедный словарный запас), правильном употреблении частей слов: приставок, суффиксов, окончаний (трудности в процессах словоизменения и словообразования), употреблении предлогов, построении предложений, особенно сложных. Страдает логическое изложение событий: выделение второстепенных деталей взамен главных, пропуск ключевых моментов, нарушение последовательности изложения событий, повторение сказанного. Наблюдаются трудности в овладении фонематическим анализом: выделении звука на фоне слова, первого гласного из слова, первого согласного из слова, определении места звука в слове (начало, середина, конец), последовательности, количества звуков в слове; трудности в произнесении слов со стечением согласных, слов с большим количеством слогов. Крайне часты ошибки в слоговом оформлении слов: дети пропускают слоги, переставляют, заменяют, добавляют лишние слоги.

Дети третьей группы недостаточно понимают близкие по значению слова, некоторые словосочетания, сложные предложения, смысл сложных текстов.

Четвертая группа детей - особая группа, требующая комплексной работы не только логопеда, но таких специалистов, как психолога и дефектолога. Это дети, с трудом справляющиеся или не справляющиеся с различными заданиями по их возрасту. Здесь прослеживается задержка в развитии познавательной деятельности, произвольного внимания, логического запоминания, пространственных представлений, восприятия, мышления. Страдают различные виды восприятия, памяти, логическое мышление, страдают мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Речевое развитие не соответствует возрасту: ограниченный словарь, грубо нарушены процессы словоизменения и словообразования, низок интерес к познанию нового. Проявляется низкая работоспособность, быстрая отвлекаемость, утомляемость, двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, плохой контроль своего поведения. Только слаженная работа всех специалистов может обеспечить в будущем обучение таких детей в массовой школе.

Нарушения речи необходимо своевременно устранять. В противном случае осознание ребенком своих трудностей в речи может привести к замкнутости, неуверенности в себе, агрессии по отношению к окружающим, ярким эмоциональным всплескам.

Своевременное устранение речевых нарушений позволит избежать подобных проблем.

Как же способствовать развитию речи ребенка? И необходимо ли это делать родителям? Конечно же, необходимо! Вот несколько простых рекомендаций. Важно укреплять челюстные мышцы, мышцы щек и языка: периодически предлагать ребенку пережевывать твердую пищу (морковь, яблоки и др), научить правильно полоскать рот. Своевременно лечить зубы ребенка. Охранять слух от резких и громких звуков. Развивать мелкую моторику малыша (лепка из пластилина, игра с бусинками, мелкими предметами). Взрослым важно следить за своей речью: за четкостью произношения, не торопиться, подбирать словарь, грамотно строить предложения, давая правильный образец. Интерес к речи взрослого - важна составляющая. А значит, стремиться доступно сообщать новые знания. После прочтения сказки или рассказа задать ребенку вопросы о прочитанном, помочь составить рассказ по иллюстрации. И, конечно же, наблюдать за развитием речи ребенка.

Если есть опасения, что заметили нарушение, недоразвитие - незамедлительно обращаться к специалисту. Главное помнить, что речь ребенка не исправится сама. Чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки речи. Своевременно оказанная помощь даст ребенку уверенность в общении, познании мира и успех в школьном обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка....

Презентация к практикуму для родителей "Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию речи у дошкольников"

Цель практикума - оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Презентация к практикуму для родителей "Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию речи у дошкольников"

Цель практикума - оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Статья "Развитие мелкой моторики - одно из средств, способствующих развитию речи у детей с ОНР и подготовки руки к письму"

Эта статья знакомит с тем, какое значение в развитии речи детей с ОНР играет развитие мелкой моторики рук....

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних времен. Связь функции кисти рук и речи настолько тесны и значительны, что тренировку пальцев рук считают, как мощный физиологический стимул развити...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе  группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...