"Адаптация младших дошкольников к детскому учреждению в соответствии с ФГОС ДО".
статья (младшая группа)

Бурденкова Елена Евгеньевна

Понятие адаптации, её виды, как они протекают в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация младших дошкольников к детскому учреждению в соответствии с ФГОС ДО».

   Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Понятно, что хотя бы один такой ребенок может «парализовать» работу всей группы. Здесь требуется терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка. И, конечно же, индивидуальный подход: одним детям нужны ласка и физическая близость, другие, напротив, избегают прямого контакта и предпочитают побыть в одиночестве, третьих можно заинтересовать новой игрушкой.

Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют и от ребенка, и от взрослого больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

  Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Выделяют три степени адаптации: легкую, среднюю, тяжелую.

Период легкой адаптации длится 1–2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу второй-третьей недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

  Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30–40 дней, настроение неустойчиво, в течение месяца значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения могут длиться до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

  Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода - неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Ребенок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

 Можно выделить конкретные проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели в период адаптации детей к яслям:

  • они боятся входить в группу и выходить из нее;
  • ничего не умеют делать: ни одеваться, ни есть (не принимают определенную пищу), ни мыть руки, ни садиться на горшок;
  • не умеют общаться с посторонними, с детьми;
  • у них плохая, невнятная речь.

Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению?

 Прежде всего, необходимо предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями. И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в детское учреждение. Знание об индивидуальных особенностях детей, их темпераменте, о предпочтениях и вкусах в еде, играх и игрушках, о протекании режимных моментов поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с ребенком с первых дней его пребывания в детском учреждении. Если по какой-то причине посещение семьи затруднено, можно организовать встречу с ребенком на территории детского учреждения. Мама может в течение нескольких недель приводить ребенка на детскую площадку в то время, когда на ней играют дети, познакомить ребенка с воспитателем, помочь педагогу организовать совместную игру. То же самое можно сделать в групповой комнате, где ребенок познакомится с игрушками, обстановкой. Такое посещение должно быть достаточно регулярным, но не длительным. Главное — заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз прийти в ясли, предупредить возникновение страха перед посторонними людьми и обстановкой.

Перед поступлением ребенка в детское учреждение воспитателю следует обсудить с родителями следующие проблемы.

• Каков распорядок дня ребенка? Как в семье проводятся режимные процедуры?

• Какой тип общения предпочитает малыш?

• Стремится ли ребенок к самостоятельности в игре?

  • Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процедур?

• Как ребенок относится к посторонним взрослым?

• Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он испытывает в обществе сверстников?

С уважением воспитатель 1 младшей группы №2

Бурденкова Е.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в детском саду в соответствии с ФГОС.

Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвов...

Консультация для родителей " Адаптация младших дошкольников в детском саду"

Консультация для родителей "Адаптация ребенка младшего возраста в детском саду" воспитатель Ерилина Г.А. АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУДетям любого возраста очень непросто начинать посещать детский са...

Консультация для родителей «Адаптация младшего дошкольника к детскому саду»

Ребенок впервые приходит в дошкольное учреждение и для него детский сад является новым, совершенно неизвестным пространством. Одному малышу потребуется два-три дня чтобы разобраться в новой обстановке...

Адаптация младшего дошкольника к детскому саду

Ребенок впервые приходит в дошкольное учреждение и для него детский сад является новым, совершенно неизвестным пространством. Одному малышу потребуется два-три дня чтобы разобраться в новой обстановке...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...