Консультация для родителей «Интеллектуальные игры для детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Шевцова Наталия Васильевна

Разработана в помощь родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_intellektualnye_igry.docx750.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

Консультация для родителей

«Интеллектуальные игры

для детей

старшего дошкольного возраста»

C:\Users\Наталья\Desktop\dosh_gr.png 

                                       

                            Подготовила:  воспитатель

Шевцова Наталия Васильевна

г. Саров

2019 год

 Дошкольный возраст – период, когда основная деятельность детей - игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игры легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает материал. Поэтому все задания должны носить игровой занимательный характер.

 В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому важно, чтобы ребёнок, выполняя задание, учился рассуждать, объясняя, почему он делает именно так.

Занимательные задания помогут ребенку развить зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, научат ребёнка самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать и обобщать различные предметы и явления.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.  Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития дошкольников чрезвычайно важна. Повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций необходимо начинать формировать в раннем детстве и продолжать активно развивать в старшем дошкольном возрасте.

Развитие исследовательских способностей через интеллектуальные игры - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Большое значение для успешного развития логического мышления имеют словесные игры. Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют сообразительность, находчивость, умственную активность. Эти игры не требуют предварительной подготовки, не нужен сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать на прогулке, по дороге.

 Взрослым надо помнить, что занятия должны проходить при хорошем эмоциональном настрое. Это сделает восприятие материала более эффективным. Если ребёнок испытывает трудности при выполнении задания, помогите ему, объясните задание, проверьте правильность его выполнения. Не забудьте похвалить ребёнка.

Когда ребёнок испытывает радость от занятий? – когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают.

Что требуется от взрослого во время игры? Терпение, умение играть и верить в игру, умение принять ребёнка таким какой он есть, принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка, умение импровизировать, подчёркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка, умение не сравнивать одного ребенка с другим, артистизм, творчество.

Словесные игры мы разделяем на 2 группы.

Цель первой группы игр – развитие логического мышления. Выполнение заданий в таких играх предполагает нахождение одного ответа. Это такие игры как:

 «Скажи наоборот» (жарко-холодно; смешно-грустно; длинный-…; старый-…; и так далее)

«Логические концовки» (если этот стол выше стула, то стул…ниже стола; если брат старше сестры, то сестра младше брата).

«Как назвать одним словом» (ромашка, роза, василёк, тюльпан - цветы)

«Четвёртый лишний» (какое слово лишнее: январь, среда, март, июнь)

 «Кто?» (кто играет на скрипке, пианино? Кто сочиняет стихи? Кто тушит пожары? Кто варит щи?

«Сколько?» (сколько дней в неделе, минут в одном часе, цветов в радуге, человек в вашей семье, месяцев в году?)

«Где?» (где продаются лекарства, растут фрукты, смотрят спектакли, ремонтируют часы, где работает твоя мама?).

«Когда?» (когда темнеет небо? Когда обедают? Когда наступит новый год? Когда люди принимают лекарства, собирают урожай? Когда ты помогаешь маме? Когда люди плачут, смеются?)

«Ты – моя частичка» (стул – спинка, сидение, ножки)

«Назовите целое» (страница, обложка, переплет – книга)

«Закончи предложение» (днём светло – ночью …; перышко лёгкое – камень …; птицы могут летать, потому что…)

«Бывает – не бывает» (дети хлопают в ладоши, если взрослый говорит то, что на самом деле не бывает: мальчик плывёт по дороге; лягушка мяукает; собака лает; ребята поют; яблоки растут на берёзе; сейчас идёт дождь).

Цель второй группы игр – развитие творческого мышления. Эти игры предполагают, что на один поставленный вопрос может быть дано несколько или даже множество ответов.

«Назвать все что может быть…» (холодным, горячим, чёрным, мягким и так далее)

«Кто кем будет?» (кем (чем) будет яйцо, жёлудь, икринка, мука, кирпич).

«Кем был?» (кем (чем) были раньше цыплёнок, лошадь, ботинки и так далее)

«Знаете ли вы?» (назовите 5 имён девочек, мальчиков, фамилий, месяцев, рек, цветов, деревьев, молочных продуктов, видов спорта, сказок, загадок и так далее)

«Продолжите» (вторник, среда, четверг…; 3,4,5 …; футбол, хоккей, теннис).

 «Назови всё, что увидишь …» (назвать всё круглое, квадратное, красное, деревянное, стеклянное, колючее).

«Найдите отличия» (чем различаются морковь и огурец, пчела и слон, книга и тетрадь, молодой человек и старый).

«Найдите общее» (чем похожи яблоко и груша, ворона и воробей, стрекоза и бабочка).

«Прогнозирование» (что будет, если из города исчезнет весь транспорт, прилетят инопланетяне; подует сильный ветер).

 «Хорошо и плохо» (что хорошего, когда идёт дождь? А что в этом плохого? Что хорошего, когда ярко светит солнце? А что в этом плохого? Что хорошего, когда ты болеешь? А что в этом плохого?)

 Следует отметить, что все логические игры и задания следует давать детям с учётом постепенности, от простого к сложному. Только в этом случае ребёнок понимает логику их решения, устанавливает зависимости и закономерности. Не должно быть резких скачков в трудности заданий. Их сложность должна нарастать медленно.

  Практика показывает, что занятия логикой эффективны: дети становятся активными, любознательными сообразительными. Что особенно приятно, ребята радуются интересным играм.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

В условиях ДОУ существует множество настольно-печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей, но важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.