Произношение у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Абужарова Валентина Вячеславовна

Произношение  у детей среднего дошкольного возраста.            

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе  ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний.  Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на утренники. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.  Постепенно он будет стараться при удобном случае отмалчиваться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него формируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми.  А потом у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой среде. Есть большая вероятность, что у ребенка формируется неправильное произношение, когда в семье кто- то из родителей или других родственников имеют дефекты произношения.

В среднем дошкольном возрасте (4-4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки (Ш.Ж.Ч), сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно: «сейчас», а через минуту «сейцас» или «жук зуззит». В одном звукосочетании ребенок звук произносит, а в другом нет. «Мальцик», и тут же «часы». Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков, например: «горубой» (голубой), «родка» (лодка), «шад» (сад), «жонтик» (зонтик) и т. д. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями. Если вместо «р» он произносил «л», то теперь он делает обратную замену, не сразу замечая, где она нужна, а где- нет.

Большинство детей среднего дошкольного возраста уже произносят звук «р»,но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук «р» в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: л, ль, й. Словопроизношение  детей в 4 -5 лет тоже становится чище, как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов, почти исчезает сокращение слов.

Недостатки звукопроизношения, особенно замена звуков или их смешение, могут повлечь за собой недостатки письма и чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proiznoshenie_u_detey_srednego_vozrasta.docx12.99 КБ

Предварительный просмотр:

Произношение  у детей среднего дошкольного возраста.            

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе  ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний.  Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на утренники. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.  Постепенно он будет стараться при удобном случае отмалчиваться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него формируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми.  А потом у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой среде. Есть большая вероятность, что у ребенка формируется неправильное произношение, когда в семье кто- то из родителей или других родственников имеют дефекты произношения.

В среднем дошкольном возрасте (4-4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки (Ш.Ж.Ч), сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно: «сейчас», а через минуту «сейцас» или «жук зуззит». В одном звукосочетании ребенок звук произносит, а в другом нет. «Мальцик», и тут же «часы». Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков, например: «горубой» (голубой), «родка» (лодка), «шад» (сад), «жонтик» (зонтик) и т. д. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями. Если вместо «р» он произносил «л», то теперь он делает обратную замену, не сразу замечая, где она нужна, а где- нет.

Большинство детей среднего дошкольного возраста уже произносят звук «р»,но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук «р» в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: л, ль, й. Словопроизношение  детей в 4 -5 лет тоже становится чище, как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов, почти исчезает сокращение слов.

Недостатки звукопроизношения, особенно замена звуков или их смешение, могут повлечь за собой недостатки письма и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых приёмов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. Он может понятно выражать ...

Организация обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольного возраста.

В данной статье рассмотривается структура занятия по формированию правильного звукопроизношения, а также основные формы организации обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольног...

Консультация "Как помочь ребенку овладеть правильным произношением" для детей среднего дошкольного возраста

Одной из форм пропаганды педагогических знаний среди родителей являются консультации. Цель консультации - помочь родителям в вопросах формирования у ребенка правильной, чистой речи. ...

Консультация для родителей «Устранению недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»

Материал содержит информацию с описанием правильного артикуляторного уклада свистящих звуков, подготовительные упражнения для их исправления....

Из опыта работы Тема «Игровые технологии в использовании и закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»

Из опыта работы Тема «Игровые технологии в  использовании и закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей : «Использование игровых приёмов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста».

В  консультации подобраны приёмы автоматизации звуков, которые помогут  в игровой форме отработать речевой материал с детьми и порвысить мотивацию к речевой деятельности....

Консультация для воспитателей : «Использование игровых приёмов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста».

Игровые приёмы – эффективное средство для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованнос...