Адаптация детей к детскому дошкольному учреждению
консультация

Карташова Елена

Гармоничная адаптация ребёнка к детсткому саду - важная задача, стоящая перед педагогм и родителем. Успешное решение этой задачи послужит залогом оптимизации всего процесса педагогического взаимодействия с ребёнком. В статье изложены психологические аспекты оптимизации адаптационных процессов ребенка младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_k_dou.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Исторически сложившиеся условия жизнедеятельности современной семьи предполагают необходимость посещения ребенком детского дошкольного учреждения. Это событие требует от семьи и педагогов определённых усилий для оптимизации процесса адаптации ребёнка к новым условиям.

1. Понятие адаптации в общей психологии

Возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям существования и жизнедеятельности обусловлена эволюционно и, одновременно, является неотъемлемым компонентом общественной жизни человека. Вопросы адаптации являлись предметом размышлений человечества ещё на этапе становления науки как таковой, философского осмысления мироздания.

В этапе современных воззрений под адаптацией понимают – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Биологический аспект, являющийся общим для человека и животных, заключается в приспособлении биологического существа к условиям внешней среды. Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией,  осуществляющейся путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества. Психологический аспект процессов адаптации живых существ заключается прежде всего в адаптационной трактовке поведения и психики. С эволюционной точки зрения возникновение психической деятельности явилось качественно новой ступенью в развитии механизмов и способов биологической адаптации. Взгляд на поведение и его психическую регуляцию как на активные формы адаптации развивался многими психологами функционалистской ориентации (У. Джемс), на базе этого представления Ж. Пиаже разработал впечатляющую концепцию интеллектуального развития. С точки зрения А. Маслоу, психологическая адаптация является оптимальным взаимодействием личности и окружающей среды. Целью такой адаптации становится достижение позитивного духовного здоровья. В психоаналитической теории, в работах А. Адлера адаптация представлена с позиции анализа защитных механизмов личности; с этой точки зрения, хорошо адаптированный человек живёт без нарушений продуктивности и с уравновешенным психическим состоянием. Личность изменяется в процессе адаптации, также меняется и среда.

Таким образом, адаптация является важным компонентом не только физиологического функционирования человека, как биологической единицы, но и качеством его социальной активности, как личности.

2. Социальная ситуация развития и психологические особенности детей на этапе вхождения в среду дошкольного учреждения

Социальная ситуация развития данного возраста представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как из основной источника своего развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным [4].

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются:

- овладение телом (физическая активность, скоординированность движений и действий, прямохождение),

- овладение речью (бурное развитие речи; способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков),

- развитие мышления и зачатков самосознания (развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, воображения и памяти, способности чувствования себя источником воображения и воли,  выделение своего «Я»)

- развитие предметной деятельности (развитии соотносящих и орудийных действий, овладение социально выаботанными способами действия с предметами).

Способность к развитию осуществляется в том числе и за счет психологического вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений, где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

Возраст

Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский)

Психологические особенности детей (согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина)

Период раннего детства (1-3 лет)

В конце первого года жизни ситуация слитности ребёнка и взрослого распадается. Появляется два взаимосвязанных полюса - ребёнок и взрослый. Новая ситуация развития ребёнка определяется совместной деятельностью ребёнка и взрослого и характеризуется противоречием между стремлением ребёнка быть самостоятельным, автономным и независимым от взрослого и объективной неспособностью к такому существованию. В раннем возрасте общение со взрослым становится направлено на усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый выступает как условие для осуществления практического взаимодействия с предметами. Развитие речи как основного новообразования раннего возраста является средством, с помощью которого осуществляется предметное сотрудничество ребёнка и взрослого. Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется схемой «ребенок-предмет-взрослый»

Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).

Новообразования: речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности - стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.

В основном развивается импрессивная речь ребёнка (происходит усвоение слов, названий предметов;), затем преимущественное развитие происходит в сфере экспрессивной речи (ребёнок начинает говорить слова, пытается строить предложения, то есть сам использует речь для взаимодействия с окружающими людьми). Ранний возраст  заканчивается кризисом 3 лет - кризисом «Я-сам». ребёнок открывает себя как субъект деятельности, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Этот кризис обладает яркой симптоматикой: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Период

дошкольного детства

(3-7 лет)

К началу дошкольного возраста распадается ситуация совместной деятельности со взрослым. Общение ребёнка со взрослым приобретает новые формы и содержание. Центральное новообразование - «система Я», речевое развитие способствует установлению отношений с более широким кругом взрослых. Общение приобретает внеситуативный характер. Противоречие социальной ситуации развития ребёнка в дошкольном возрасте заключается в несоответствии реальных возможностей ребёнка и его стремлений быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра как ведущая для дошкольного возраста деятельность создаёт условия для разрешения этого противоречия. Взрослый присутствует в сюжетно-ролевой игре в идеальной форме, опосредованно. В сюжетно-ролевой игре ребёнок усваивает общественные нормы, формирует механизм поведения. Большую роль в этом возрасте играет общение со сверстниками.

Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера).

Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).

Переход от дошкольного детства к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет, который связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса: потеря непосредственности (появляется обдумывание последствий своих действий), манерничание, феномен «горькой конфеты» (мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое). Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.

3. Психологические особенности адаптации детей к детскому дошкольному учреждению

Ребенок при вхождении в новую, незнакомую для него среду детского учреждения испытывает определённые сложности, связанные с необходимостью адаптации. Диапазон возможных поведенческих паттернов и вариантов реагирования детей 3-4 лет в новых условиях достаточно широк. Выделяется 3 основные группы адаптивного поведения, для которых характерны определенные поведенческие и эмоциональные реакции.

Первая группа - легкой, благоприятной адаптации. Длительность периода адаптации около 7 дней. У детей в это время могут наблюдаться незначительные психосоматические расстройства, которые быстро проходят. В первые дни при выполнении режимных моментов дети обычно капризны, но в группе достаточно активны, несмотря на некоторую растерянность. Для детей группы легкой адаптации характерны положительные эмоциональные реакции на сверстника: они радуются при появлении определенного ребенка, могут дотрагиваться до сверстника, стремятся рассмотреть его, огорчаются, когда за ребенком приходят родители, или, когда их друзей не приводят в группу. У таких детей достаточно быстро налаживается контакт с воспитателем. Малыши с удовольствием выполняют его просьбы, не стесняясь, обращаются за помощью и адекватно реагируют на поручения педагога; активно стараются вовлечь взрослых в свою деятельность.

Вторая группа - адаптация средней тяжести, среднеблагоприятная адаптация. Негативные изменения в поведении ребенка и в общем его состоянии выражены ярче, и привыкание к новым социальным условиям длится дольше - до 1 месяца. Малыш уже не может так, как дети первой группы, быстро справиться со стрессом, вызванным переменами в его жизни. Более напряженными и фиксированными являются его реакции в ситуации расставания с близким человеком, мамой. В группе ребенок продолжает плакать, постоянно зовет маму, просится домой, ходит за педагогом, беспокоится и постоянно спрашивает, когда за ним придут. В течение дня такой малыш пассивен и малоподвижен. У детей с адаптацией средней тяжести могут наблюдаться соматические реакции (рвота, аллергии, жалобы на головную боль), которые исчезают только через 2-3 недели от начала их появления. Постепенно дети начинают привыкать к окружающей обстановке, обращать внимание на новые игрушки. Они включаются на непродолжительное время в групповые игры, организованные взрослым, хотя и быстро теряют к ним интерес. Общение с другими детьми в этот период неустойчивое. В совместной игре дети часто используют только одно игровое действие, и такая игра непродолжительна. Дети часто обращаются к воспитателю за помощью, отвечают на предложение поиграть, но не стараются вовлечь его в свои занятия.

Третья группа - группа тяжелой адаптации или неблагоприятная. При тяжелой адаптации наблюдаются поведенческие нарушения, которые выражаются в полярности проявлений: ребенок или подавлен, или сильно возбужден. В режимных моментах возникают сложности: у детей резко меняется пищевое поведение (снижается аппетит, возможен полный отказ от еды), малыши плохо засыпают, капризничают. Дети постоянно зовут маму, спрашивают, когда она придет, требуют у воспитателей ее позвать. Разлука и встреча с близкими проходят очень бурно и сопровождаются слезами и цеплянием.

По отношению к сверстникам эти дети пассивны: они не проявляют инициативы во взаимодействии, у них редко наблюдаются подражательные действия. Улучшение состояния ребенка при тяжелом варианте адаптации проходит очень медленно: в течение 2-3 месяцев.

От образовательного учреждения требуется гибкость в решении адаптационных проблем, которые могут возникнуть в силу не только возрастных, но и индивидуальных особенностей ребенка. В решении данного вопроса должен действовать принцип индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Например, предоставить ребенку возможность посещать группу, не соответствующую его реальному возрасту, которую посещают дети младше него, либо наоборот, ребенок будет лучше себя чувствовать в группе, где основная масса детей несколько старше него. Такие дети уже достаточно самостоятельные, им не требуется постоянная поддержка взрослого.

Процесс адаптации значительно облегчает организация самого пространства помещения группы. Мебель лучше всего размещать в группе так, чтобы она образовывала комнатки - для большего уюта и комфорта детей, чтобы они чувствовали себя в безопасности, как дома. Очень хорошо, если в группе находится место для детского домика. Следует постараться организовать групповое пространство таким образом, чтобы малыш имел доступ к различным видам самостоятельной деятельности. Для этого в группе должны быть в доступности рулоны бумаги для рисования с карандашами или красками, конструкторы для детей, тематические уголки и др.

Представим краткую психологическую справку, касающуюся тех особенностей психических процессов ребенка и его поведения, которые происходят в момент адаптации к ДОУ.

- Эмоциональная сфера ребенка.В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции, особенно яркими являются проявления страха, он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул. На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода.

- Коммуникативная сфера ребёнка. В первые дни посещения ДОУ снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Признаком успешной адаптации на начальных этапах служит взаимодействие его с воспитателем в группе, когда ребенок откликается на просьбы, следует режимным моментам.

- Познавательная активность. Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

- Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий в первые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время растерять навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но и новые достижения, которым он научился в саду.

В случаях тяжелой адаптации требуется специально организованная работа всех специалистов, дающая шанс повысить адаптационные возможности ребенка, уменьшить последствия выраженных трудностей его вхождения в новую социальную среду и позволить ему удержаться в условиях сада. Анализ опыта специалистов, работающих с детьми в группах раннего возраста, позволяет сформулировать ряд рекомендаций, изложенных в следующем параграфе.

4. Практические рекомендации специалистам, осуществляющим сопровождение детей на этапе вхождения в среду детского дошкольного учреждения

Взрослым, которые находятся рядом с ребенком, в период его адаптации к дошкольному учреждению важно уважать его личность, проявлять внимательное отношение к его переживаниям и сложностям. Персоналу детского сада, особенно воспитателям, необходимо внимательное отношение к ребенку с первых дней посещения детского сада, что  позволит предупредить нежелательные варианты развития дезадаптационных моментов.

Для изучения стартовых адаптационных возможностей ребенка специалистам, работающим с ребенком, следует собрать полный анамнез развития ребенка (биологические, социальные риски развития). Они должны адекватно оценивать его актуальное эмоциональное состояние, понимать и учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности; проводить диагностику адаптационных возможностей на начальных этапах посещения сада (с целью коррекции и профилактики дезадаптации), отслеживать и обсуждать с родителями ее динамику.

Необходимо помнить про лабильность эмоциональной сферы малыша, про то, что ребенок легко «заражается» эмоциями других детей (в том числе и отрицательными), и поэтому как можно скорее оказать психологическую поддержку ребенку, который расстроен (обнять, утешить, успокоить, прогуляться по группе, отвлечь, посмотреть в окошко на птичек или собачек, почитать знакомую ребенку книжку, спеть любимую песенку). При появлении у ребенка стойких признаков дезадаптации важно помочь родителям подобрать более щадящий способ социализации. Например, посоветовать походить с малышом в адаптационные группы, которые предусматривают совместное посещение с близким взрослым, или посещать группы при развивающих центрах, или начать посещение дошкольного учреждения с совместной прогулки с другими детьми.

Без тесного сотрудничества с родителями организовать хорошую адаптацию ребенка к детскому саду невозможно. Дело в том, что в ряде случае сложности адаптации связаны именно с особенностями семейного окружения ребенка. Иногда взрослые чрезмерно опекают малыша. Дома такой ребенок получает все, что пожелает, а в детском саду он сталкивается совсем с другими правилами - требуются самостоятельность, призыв считаться с другими детьми.

Для облегчения процесса адаптации родители могут дать ребенку с собой в детский сад его любимую игрушку или домашний предмет, который дорог и значим для ребенка. Также нужно рассказать воспитателям о том, что ребенка интересует, привлекает (какие занятия, книжки, музыка, игры и т. д.), а что он не любит или чего опасается.

В момент прохождения адаптации не стоит переводить ребенка из одной группы в другую. У малыша в группе может возникнуть избирательный интерес и даже привязанность к воспитателю (или к какому-нибудь ребенку), способствующие преодолению трудностей адаптации.

Взрослый является надежной базой для ребенка в период раннего детства и гарантирует безопасность, поэтому в первые дни адаптации лучше всего обеспечить для вновь прибывшего ребенка максимально длительное пребывание около воспитателя, но только в том случае, если ребенок адекватно реагирует на педагога, и не возникает негативных реакций на эмоциональный и тактильный контакт с новым взрослым.

Воспитатель должен оказывать необходимую эмоциональную поддержку  ребёнку, который проходит адаптацию, уделять ему избирательное внимание (особенно в наиболее сложные режимные моменты - расставание с мамой, кормление, укладывание спать, гигиенические процедуры, выход на прогулку и т. д.) .

В период привыкания к новым условиям чаще всего встречаются сложности, связанные со сном, аппетитом и нестабильностью культурно-гигиенических навыков. Во время адаптационного периода необходимо максимально учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.

Воспитатели должны получать информацию об актуальных интересах малыша, его избирательных предпочтениях и ограничениях. Если ребенок принес из дома любимую игрушку, то воспитателям необходимо обеспечить безопасность этому значимому для малыша предмету в группе и на прогулке, чтобы другие дети его не отнимали, чтобы он не потерялся.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому дошкольному учреждению - необходимый момент выработки у ребёнка навыков приспособления к новым условиям жизнедеятельности,  обеспечивающий его успешную социализацию. Этот процесс сопровождается рядом негативных моментов со стороны не только ребёнка, но и родителей. Успешность и характер адаптации зависит от грамотной программы, которой придерживаются все взрослые, окружающие ребенка  педагоги и родители, другие близкие родственники. Позитивный социальный опыт ребенка и становление адекватных возрасту форм социального поведения также способствует безболезненному выходу ребенка за пределы семейного круга и его адаптации в дошкольном образовательном учреждении.

Список используемой литературы:

1. Бахадова, Е.В. Проблема социализации детей и подростков с педаго-гической запущенностью / Е.В. Бахадова // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2012. – №15 (95). – С. 218-232. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsializatsii-detey-i-podrostkov-s-pedagogicheskoy-zapuschennostyu-1 (дата обращения: 17.06.2019).

2. Серова, И.Н. Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации / И.Н. Серова // Вестник ПСТГУ. Серия IV «Педагогика. Психология». 2016. –Вып. 2 (41). С. 106-117. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-k-detskomu-sadu-u-detey-rannego-vozrasta-analiz-i-rekomendatsii (дата обращения: 17.06.2019)

3. Божович, Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2005. – 431 с.

4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. – 495 с.

 5. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на общем родительском собрании: «Особенности адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению».

Адаптация  рассматривается по следующим параметрам: 1. Фазы адаптационного процесса.2. Механизм развития адаптационного синдрома.3. Клиника адаптации.4. Меры, облегчающие адаптацию.5. Фактор...

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения

Доклад на тему: «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения» заслушивался на групповой консультации для родителей вновь поступающих в детский сад детейДоклад подготовила Ильина Т.М. по материал...

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения.

Раскрывается понятие детской адаптации, ее суть и механизмы....

Консультация педагогов "Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий»

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяж...

Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий».

Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс ...