Консультация для родителей:"Готов ли Ваш ребенок к школе"
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей:"Готов ли Ваш ребенок к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_li_k_shkole.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?»

С помощью простых наблюдений и ответов на вопросы попробуйте сами определить степень готовности вашего ребенка к обучению в школе.

Развитие познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый /левый, большой/малый, в/из?

2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Базовый опыт ребенка

6. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?

7. Был ли малыш в библиотеке?

8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?

9. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Языковое развитие

11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?

14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

16. Четко ли ребенок выговаривает слова?

17. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Уровень эмоционального развития

19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Общение

23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Физическое развитие

26. Хорошо ли ребенок слышит?

27. Хорошо ли он видит?

28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительные способности

Зрительное различение

32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы?

Например, найти картину, не похожую на остальные?

33. Может ли ребенок отличать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?

Зрительная память

34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

35. Знает ли ребенок хотя бы б—8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

36. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

37. Понимает ли ребенок, что читает слева направо ?

38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов?

39. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

Слуховые способности

Различие на слух

Запоминание услышанного

Понимание на слух

40. Может ли ребенок рифмовать слова?

41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес/вес?

42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Отношение к книгам

44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

45. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?

46. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

Попробуйте сами проверить готов ли ваш ребенок к обучению?

 

Для этого ответьте на вопросы.

Может ли ваш ребенок:

1. Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, т. е. не показывать пальцами, а сказать: куртка, конфета, цыпленок?

2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»?

3. Понимать смысл того, что ему читают, и следить за отношениями между персонажами?

4. Четко выговорить свое имя?

5. Запомнить свой адрес и номер телефона?

6. Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них?

7. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

8. Пользоваться ножницами: вырезать ровно и не поранившись?

9. Слушать и следовать полученным указаниям?

10. Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает?

11. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?

12. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

13. Положительно оценивать я — человек, который многое может?

14.«Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?

15. Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?

16. Ладить с другими детьми?

Уроки психотренинга:

хорошо ли ребенок подготовлен к школе?

Попробуйте самостоятельно изучить способность вашего ребенка к школьному обучению. Это можно сделать во время семейного отдыха. Итак, начинаем проверку.

Умеет ли ваш ребенок слушать и выполнять указания взрослого?

Возьмите тетрадный лист в клетку и предложите ребенку «порисовать красивые узоры».

—        Ты помнишь, где у тебя правая рука? Ну-ка вытяни ее в сторону. Куда она показывает? На дверь. Значит, когда я скажу провести линию направо, ты проведешь ее в сторону двери. А если налево, то в сторону окна. Длину линий определим по количеству клеток.

Теперь покажите ребенку, откуда нужно начать рисунок, и диктуйте:

—        Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо и т. д.

При правильном выполнении диктанта должен получиться узор идентичный вашему.

Если ребенок допускает ошибку, поправьте его: этот узор тренировочный. Главное, чтобы он понял инструкцию. Пусть самостоятельно доведет рисунок до конца строки. Затем диктуйте следующий:

—        Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две направо. Одна вниз и т. д. Дальше рисуй сам.

Ваша задача — дать ребенку три рисунка, не считая тренировочного. По ходу рисования уже не дается никаких дополнительных указаний, ошибки не исправляются. После двух-трех повторений фигур диктовку прекратите, пусть ребенок самостоятельно продолжит узор до конца строки.

Теперь оценим результаты. Сначала работу по вашим указаниям: безошибочное воспроизведение с голоса — 4 балла, одна-две ошибки — 3 балла, за большее число ошибок — 2 балла. Если ошибок больше, чем правильных участков, ставится 1 балл, если правильных участков нет вовсе — 0 баллов. Теперь сложите все баллы, полученные ребенком за каждый узор. К концу седьмого года за 2—3 месяца до школы эта цифра должна составить не менее 7 баллов. Оценки самостоятельного продолжения узоров обычно несколько ниже. Нормой можно считать 5 баллов.

Развита ли у вашего ребенка механическая память?

Вы зачитываете десять слов, не связанных между собой по смыслу. Большинство из них должны быть односложными, но 2—3 могут быть и двухсложными. Например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, пол, весна, сын.

Теперь попросите ребенка их повторить. Во время выполнения всех заданий ничто не должно отвлекать внимание. Итак, малыш вспомнил несколько слов и уже никакие ваши подбадривания не помогают ему припомнить еще что-нибудь. Прочтите все слова снова и попросите его вспомнить и названные, и новые. Как правило, и со второго чтения ребенку не удается запомнить все слова, тогда вы читаете их третий раз, а если нужно — и четвертый. На листке фиксируйте результаты всех четырех проверок. Пятую проводите через час после заучивания. О хорошей памяти говорят следующие показатели:

- с первого раза ребенок запомнил не менее пяти слов;

- в итоге (после 3—4 чтений) выучено 9—10 слов;

- за час забыто не более двух слов из выученных;

- по ходу заучивания не было провалов, когда ребенок после одного из чтений вспомнил меньше слов, чем после предыдущего. В большинстве случаев провалы — признак нервного переутомления.

Чтобы получить объективную, а не случайную картину, проверку можно повторить через несколько дней с новым набором слов.

Развита ли у вашего ребенка логическая память?

Дайте ребенку бумагу и карандаш и объясните, что вы хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова.

—        Я буду говорить слова, а ты к каждому из Них быстро сделай рисунок. Неважно, будет ли он хорошим — главное, чтобы помог напомнить слово.

Для запоминания предлагается 10—12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

Каждое следующее слово говорите только тогда, когда рисунок готов. Если ребенок говорит, что не знает, как нарисовать, объясните ему, что нужна картинка только напоминающая слово, а не воспроизводящая предмет. После выполнения всех заданий рисунки забираются.

Через час-полтора, показывая каждый из сделанных рисунков, вы спрашиваете, для какого он слова. Не поправляйте ребенка, если он вспомнил неверно, а задайте  дополнительные вопросы:

- Нет, тут было не «дети играют», а как?

- Игра!

- Правильно, а какая игра?

В оценке результатов главное, понял ли ребенок, что рисунки должны стать средством запоминания слов. Не понимающий этого уже в самом процессе рисования забывает заданное слово. Обычно в таких случаях рисунки бывают крупными и весьма подробными, с большим количеством деталей, не относящихся к заданным словам. Когда деятельность ребенка выглядит так, нет смысла давать ему весь список, достаточно двух-трех слов. Опосредованная память и способность к использованию психологических средств у таких детей развита недостаточно.

В шестилетнем возрасте встречается частичное понимание задания, т. е. пока ребенок рисует (схематично, некрупно), он помнит заданное слово, но позднее воспроизвести его не может. Такой уровень приемлем, если до поступления в школу осталось не менее полугода и больше. Используйте эти задания для развития способностей будущего школьника. Если же остается всего один-два месяца, то можно опасаться трудностей с запоминанием учебного материала. С первых же дней следите, насколько хорошо понимает и запоминает ребенок учебный материал, сразу же повторите объяснение, если оно забыто.

Трудности в выполнении этого задания могут быть обусловлены непониманием отличия слова от предмета, его обозначающего. Узнать это можно, предложив ребенку ответить на вопрос, какое слово длиннее? Предложите такие пары: карандаш — карандашик, червячок — змея, усики — усы, кот — котенок, хвост — хвостик.

Перед заданием непременно объясните ребенку, что слово — это не вещь. Его можно написать, но не съесть, не передвинуть, не потрогать (приведите примеры). Если ребенок не различает слово и предмет, то выбирать он будет по зрительным представлениям (змея длиннее червячка). Нормально развитый ребенок дает правильный ответ. Он может объяснить, что в нем «больше букв» или «к слову приклеен хвостик» (уменьшительный суффикс) и т. д.

Владеет ли ваш ребенок арифметическими операциями?

К концу дошкольных лет ребенок должен свободно пересчитывать предметы а пределах десяти, разбираться в понятиях «больше» или «меньше», «столько же». Проверьте, может ли он складывать и вычитать. Возьмите коробок спичек и скажите:

—        Здесь лежат три спички.

Затем покажите ему две и спросите, сколько их? Получив ответ, положите их в коробку и спросите, сколько теперь в коробке. Проделайте эту процедуру с разными количествами, затем скажите:

В коробке — шесть спичек.

На глазах у ребенка выньте две и спросите, сколько осталось. Главное, чтобы содержимое коробки он не видел. Ребенок должен уметь прибавить 1, 2, 3 к любому числу от 1 до 7 или вычесть столько же от 4 до 10. Если счетные операции сформированы в пределах пяти-шести, то это тоже не страшно. Хуже, если ребенок вообще не способен проводить эти операции, не видя одного из слагаемых, если ему обязательно нужно самому пересчитать спички, лежащие в коробке.

Готов ли ваш ребенок к овладению письмом?

Предложите ему нарисовать несколько узоров. Начальную их часть нарисуйте сами. Для этого задания используется нелинованная бумага.

Все предлагаемые задания должны выполняться не чаще раза в три-четыре месяца, чтобы оставаться для ребенка малознакомыми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе ?"

Материал содержит информацию о понятии ( готовность к школе). Раскрываются параметры физической готовности к школе, психологической. эмоциональная зрелость, социально -коммуникативная готовность....

Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Под  «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным....

Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе"

Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломн...

Консультация для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

Краткое содержание,что ребенок должен знать и уметь перед школой....

Консультация для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе – это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их кореня...

Консультация для родителей: "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, с...