Логопедическая шпаргалка для родителей
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Серик Ольга Викторовна

Презентация "Логопедическая шпаргалка для родителей". Для родителей дошкольников, посещающих речевую группу детского сада. Рекомендуется использовать на родительских собраниях и индивидуальных логопедических консультациях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация Памятка для родителей «Логопедическая шпаргалка» учителя-логопеды МБДОУ № 268 Петренко И.В. Серик О.В.

Слайд 2

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги предоставили в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы. Я.А.Коменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г.Песталоцци – руководство для матерей. К.Д.Ушинский считал, что родители должны читать педагогическию литературу, а так же приобретать знания в общении с педагогами. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детсад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Как отмечал Л.С.Выготский , «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно.»

Слайд 3

Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятия с детьми дома. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Слайд 4

Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. В нашем ДОУ есть речевая группа, а так же более 20ти детей из разных физиологических групп занимаются с логопедом в рамках инклюзивного образования. Работа в условиях речевой группы дает возможность более тесно взаимодействовать с родителями, но в условиях инклюзии это часто бывает затруднительно. Поэтому для более качественного взаимодействия учителя-логопеда с родителями нами была разработана памятка для родителей.

Слайд 5

Памятка содержит информацию: направления взаимодействия специалистов ДОУ с детьми и родителями, Информация о плане коррекционной работы с ребенком на учебный год, общие методические рекомендации родителям. А так же шпаргалку для родителей по обучению грамоте.

Слайд 6

Памятка для родителей «Логопедическая шпаргалка»

Слайд 7

Предисловие Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который поддерживает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для всех детей с особыми потребностями. 8 принципов инклюзивного образования: - ценостность человека не зависит от его особенностей и достижений; - каждый человек способен чувствовать и думать; - каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Слайд 8

- все люди нуждаются друг в друге; - подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; - все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; - для всех обучающихся достижение процесса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; - разнообразие усиливает все стороны в жизни человека. МБДОУ №268 является площадкой для инклюзивного образования уже несколько лет . I Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи ребёнка с ТНР Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько родители добросовестно относятся к выполнению детьми домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителя может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит дальнейшему полноценному школьному обучению.

Слайд 9

На данной схеме представлены направления взаимодействия специалистов детского учреждения, работающих с детьми, имеющими недостаток речи . Логопед Воспитатель психолог преподаватель ИЗО Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре Родители Дети

Слайд 10

II Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год. Продолжительность учебного года – 40 недель ( с сентября по май). В нем есть 3 периода. I период – сентябрь, октябрь, ноябрь II период – декабрь, январь, февраль III период – март, апрель, май . Продолжительность подгрупповых логопедических занятий в средней группе – 20 минут, в старшей группе – 20 минут, в подготовительной к школе группе – 25 минут. Индивидуальные занятия – 15-20 минут. Подгрупповые логопедические занятия не проводят в первые две недели сентября, первой половине января, в первую неделю мая и в июне. В сентябре логопед обследует детей, проводит диагностику и индивидуальные занятия. В первой половине января и в первую неделю мая у детей каникулы.

Слайд 11

В рабочие дни, выдающиеся на эти периоды, логопед занимается только индивидуальной работой с детьми. В июне логопед организует совместную деятельность с детьми и индивидуальные занятия по закреплению пройденного материала. Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершению обследования и условно делится на несколько этапов . а) Подготовительный этап – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к кропотливой и длительной коррекционной работе; б) Формирование произносительных умений и навыков устранять дефектное звукопроизношение, развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически, формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

Слайд 12

Виды коррекционной работы на данном этапе. Постановка звуков. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. Автоматизация поставленного звука в слогах: Автоматизация каждого исправленного звука по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей со сходным дефектом. Автоматизация звуков в словах. Автоматизация поставленных звуков в предложениях. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности).

Слайд 13

в) Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитическо-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка. г) Развитие (совершенствование) психологической базы речи ребенка на отработанном в правильном произношении лексическом материале. д) Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребёнком звуков на основе лексико-грамматических упражнений, заданий для развития просодической стороны речи, при обучении рассказыванию и т.д. Закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельной ( не заученной, не повторяемой вслед за взрослыми!) речи происходит на последнем этапе. Пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в самостоятельной речи, их автоматизация не может считаться законченной, а произношение исправленным.

Слайд 14

Поэтому на заключительном этапе автоматизация звуков речи очень важен контроль за правильным произношением со стороны родителей. Он необходим в тех случаях, когда самоконтроль ребенка за речью еще не сформирован. К концу III периода обучения в подготовительной к школе группе ребенок должен знать и уметь: - исключать 4-ю лишнюю; - выполнять звукослоговой анализ слов типа СГССГ, СьГСГС , СГСГ, СГСьГС . Умел характеризовать звуки. Делить слова на слоги; - придумывать предложения из 5-6 слов ( например: слово признак, слово предмет, слово действие, предлог, слово предмет); - составлять рассказ по серии предложенных картинок, самостоятельно выкладывать логическую цепочку, озаглавливать рассказ;

Слайд 15

- находить предыдущее и последующее число. (больше – меньше на один); - Составлять и решать арифметическую задачу ( на сложение и вычитание), выделяя ее части; - рассказывать стихотворения; Чаще всего затруднения возникают при выполнении звукослогового анализа слова. Для того, чтобы помочь родителям в выполнении этого задания предлагается данная «Шпаргалка для родителей»

Слайд 16

Шпаргалка для родителей. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:  Наша речь состоит из предложений.  Предложение — это законченная мысль.  Предложения состоят из слов.  Слова состоят из звуков.  Звук — это то, что мы слышим и произносим.  Буква — это то, что мы видим и пишем.  Звук на письме обозначается буквой.  Звуки бывают гласные и согласные.  Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.  В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].  На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.  Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Слайд 17

 Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.  Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [ йа ], «ю» — [ йу ], «е» — [ йэ ],«ё» — [ йо ]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла) ; после гласного звука (маяк, заюшка ) ; после мягкого и твердого знаков (семья, подъем) . В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч) .  Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.  Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. .

Слайд 18

 Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].  Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].  Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.  Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).  Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].  Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].  Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.  Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом

Слайд 19

Уважаемые родители! Дополнением к данной шпаргалке и для более полного и наглядного освоения материала по обучению грамоте учителями-логопедами МБДОУ №268 была разработана дидактическая игра «Играем вместе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития

На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...

Логопедическая шпаргалка для воспитателей, логопедов и родителей в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Данное пособие используется на занятиях в дошкольном учреждении воспитателями, логопедами, а также родителями старших дошкольников. Все речевые игры направлены на обогащение словаря всеми частями речи...

Логопедическая газета "Шпаргалка для родителей" . Тема номера "Задания на лето"

Родители дошколят с проблемами речи хотят, чтобы у детей была не только хорошая дикция, но и... чудесное лето!!! Домашнее задание на лето рекомендую веселые, так что, если вы будете выполнят...

Консультации для родителей "Шпаргалки для родителей"

Шпаргалка для родителей Если ребенок плохо ест Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают...

Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»

Консультация для родителей  «Шпаргалки для родителей»...

Консультация для родителей Шпаргалка для родителей «Как справиться с проблемой…»

Если вам не нравятся черты характера вашего ребенкаДля начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не ...

Логопедическая газета Шпаргалки для родителей

Логопедическая газета для родителей Шпаргалки для родителей...