как помочь "неговорящему" ребёнку (часть 2)
консультация (младшая группа)

Ольга Николаевна Анисимова

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию рекомендации для стимуляции речевых реакций у детей (часть 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_negovoryashchemu_rebyonku_chast_2.docx102.03 КБ

Предварительный просмотр:

           Как помочь неговорящему ребёнку (часть 2)

Картинки по запросу картинка ребёнок

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере

зависит  от  достаточной  речевой  практики,  нормального  социального  и речевого окружения, от воспитания обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подражание -непременное условие овладения речью. Но чтобы  ребѐнок  сам,  по  собственной  инициативе,  начал  говорить,  у  него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать. Причины задержки в развитии речи детей различны:

• состояние его анамнеза;

• отклонения в строении артикуляционного аппарата;

• стрессы, психические заболевания;

• частые заболевания малыша, ослабляющие его организм,

• недостатки педагогических воздействий;

• сложная адаптация к новым

условиям жизни в дошкольном учреждении и другие.

Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребѐнка, на формировании  психической  деятельности,  ограничивают  познавательные  возможности  и эмоциональные  проявления,  могут  порождать  нежелательные  личностные  качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения. Такие  дети  нуждаются  в  своевременной  квалифицированной  помощи невролога,  логопеда,  психолога,  что  в  значительной  мере  ускорит  ход речевого и умственного развития малышей. Малыши  с  задержкой  в  развитии  речи  внимательно  приглядываются  к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. -На первых порах лучше вообще не требовать от ребѐнка речевой отдачи. -Важно  не  отпугнуть  малыша  настойчивым  «скажи»,  «повтори»,  строго исключите эти выражения из своего общения с такими детьми.

Можно  посоветовать  применять  различные  игры  с  игрушкой, заинтересовавшей  ребенка.  Игры  типа  “Делай,  как  я”  (покачай  куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а в последствии -на речевое подражание. -Не  фиксируйте  внимание своѐ,  ребѐнка  и окружающих  на  его  дефекте. Никогда не говорите ему, что он не хочет или не может говорить. Хвалите за любую его инициативу, пусть и не речевого характера. -Больше говорите с такими детьми, озвучивайте все действия Например, выход на прогулку сопровождается монологом взрослого:-Что мы достали? –Шубу. Что это? Шуба. Что мы надели? Шубу. -Что мы достали? Шапку. Что это? Шапка. Что мы надели? Шапку. Что мы достали? Сапоги и т. д.Названия  предметов  произносятся  в  замедленном  темпе,  многократно проговариваются, взрослый исполняет одновременно роль и спрашивающего и отвечающего, т. е. даѐтся диалог-образец. Проговаривание используется только в процессе действий с предметом. Просто так слова проговаривать бесполезно. Так может продолжаться несколько дней. Постепенно ребѐнка косвенно поощряют к вступлению в диалог –для этого взрослый  делает  всѐ  более  и  более  длительные  паузы  (до  5-10  сек.) Например: принеси машинку. Что ты принѐс?. Это машина... Смотри на меня и слушай: машина. Давай вместе: ма-ши-на.

Здесь  важно  привлечь  к  работе  все  анализаторы  ребѐнка:  зрительный, тактильный,  двигательный.  Желательно,  чтобы  при  общении  ребѐнок смотрел в глаза взрослому, это даѐт возможность зафиксировать внимание ребѐнка на работу артикуляционного аппарата (движения губ, языка). Одно и тоже слово можно проговорить ребѐнку на ушко, либо прохлопать ритм слова  по  его  ручке.  Подобное  использование  в  работе  комплекса анализаторов  усиливает  компенсаторные  процессы,  т.  к.  сигналы-раздражители,  поступающие  по  анализаторам  в  кору  головного  мозга,

стимулируют  деятельность  нервных  клеток,  посредством  чего  речевой материал воспринимается и усваивается ребѐнком. И пусть ребѐнок ещѐ не повторил слово, а только внимательно следил глазами за движениями ваших губ, важнее, чтоон сделал первый шаг, он проявил заинтересованность в процессе. Обратите внимание, что эта работа строится в процессе реальных бытовых или  игровых  действий.  И  второе  важное  условие –ребѐнок  не  должен догадываться, что вы его учите говорить, занимаетесь с ним развитием речи.

Направления работы:

1. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка? », «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т. п., опираясь на то,что ребѐнку доступно.

- Не  дожидаясь,  пока  ребѐнок  начнѐт  сам  вступать  в  речевой  контакт,

развивайте  мыслительные  процессы,  начинайте  учить  его  различать

предметы по размеру (покажи большой мяч

– маленький мяч, соотносить цвета, форму (дай такое же ведѐрко, как у меня, количество (покажи один –покажи много) .

2. Развитие слухового внимания:

• Пробуждение интереса к звукам окружающего мира (послушаем тишину;

что там шумит.) ;

• Дифференциация тихих и громких звуков;

•  Определение  направления  и  источника  звука  (игры  с  музыкальными инструментами) ;

• Развитие умения соотносить количество звучаний с числом (повторить ритм) ;

• Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.

3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики (чѐткая речевая инструкция  и  сопровождение  движений  стихами,  что  развивает целенаправленность действий, создаѐт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращѐнной речи, обогащает словарь).

Моторное  развитие  способствует  формированию  у  детей  разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребѐнка, тем лучше  развивается  речь.  Пальчиковые  игры  оказывают  благоприятное воздействие  на  развитие  речи  детей  (речевые  области  формируются  под влиянием импульсов от пальцев рук, подготавливают ребѐнка к рисованию, письму. Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.Выработать чѐткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.

Элементы массажа:

«Смешная  песенка».  Перебирая  пальцами  по  губам,  произносить  звук похожий на. Б-Б-

Б. Движения пальцев вправо, влево. Расчѐска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить еѐ верхними зубами, как бы причѐсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить еѐ нижними зубами. «Любопытный  язычок».  Улыбнуться,  сомкнув  зубы,  но  не  плотно. Протискивать  язык  наружу  между  зубами  так,  чтобы  верхние  резцы скоблили по верхней поверхности языка. «Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При

выполнении этих движений произносить звуки. та-та-та.

4. Уточнение и расширение пассивного словаря по лексическим темам

(«Это я», работа с фотоальбомом, с игрушками).

Это глазки. Вот.

Вот. показываем

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Там живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

5. Формирование фразовой речи:

•  Побуждение  к  речи  через  ситуации,  которые  эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий) ;

Прятки

Эта  игра  способствует  развитию  эмоционального  общения  ребенка  со взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она». Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик, изюм или что-то

другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет  в  кулак  и  убирает  оба  кулака  за  спину,  после  чего  предлагает ребенку  угадать,  в  каком  кулачке  он  спрятан.  «Угадай,  где  конфетка! Правильно,  вот  (вот  она!  Где  конфетка –вот!  ».  Взрослый  очень эмоционально произносит слово «Вот», побуждая к тому же ребенка. Затем ребенок прячет предмет, когда взрослый угадает, уже ребенку нужно будет сказать «Вот! ». В игру «прятки» можно играть и по-другому: накидывать прозрачный платок на голову ребенка и спрашивать «Где Ваня? -Вот Ваня, кто здесь (ребенок может называть свое имя или говорить «я») ». Также под платок можно прятать куклу, которой нужно дать простые имена: Катя, Ваня, Тата, Оля. Ребенку нужно дать задание «Спрячь, найди». Эти игры также направлены на развитие понимания речи ребенком, в том числе глаголов.

• побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что  там?  Используйте  в  качестве  приѐмов  рассматривание  книжек-раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завѐрнутых в бумагу и т. п. Главное–привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай! », «Ой! », «Ух! », расположить к речевому подражанию.

• Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень,

пойдѐм) .

• Побуждение выражать свою просьбу слов

осочетанием (давай играть, дай

мне мяч) и предложением (скажи, тѐтя Ира, где ты была) .

6.  параллельно  ведется  работа  по  развитие  психических  процессов, обеспечивающих  своевременное  формирование  речи  и  личности  ребѐнка (игры на восприятия цвета, формы, на логику.

Для  стимулирования  появления  речи  используют  разнообразные методические приѐмы:

• инсценировки (стихи-диалоги, сказки;

• используйте такую ситуативную ситуацию, как общение в ходе выполнения поручений. Например, взрослый, предварительно убрав какой-либо предмет на высокую полку, например, собачку, просит ребѐнка принести его. Т. к. ребѐнок не может достать предмет, ему придѐтся каким-то образом вступать к контакт со взрослым. Взрослый, в свою очередь, стимулирует обращение ребѐнка: «Что ты хочешь? Собачку? Как надо попросить? –Дай собачку». В качестве поощрения ребѐнок получает игрушку.

• театр игрушек, пальчиковый театр («Кто в домике живѐт? », чаепитие для кукол) ;

•  имитация  и  звукоподражание  («Гуси-гуси»,  «Зайка»,  имитация  звуков

животных) ;

• договаривание потешек; сказок; стихотворений;

• заучивание простых стишков;

• логоритмические упражнения;

По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребѐнка формируется потребность в речевом общении. Здесь очень важно поощрять желание ребѐнка говорить. Одной из форм стимуляции этой потребности  является, естественно, похвала взрослого как положительное подкрепление достижений ребѐнка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания!

Игры для развития мелкой моторики

1.

Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости.

2. Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

3. Прищепки

Прищепки  можно  цеплять  не  только  на  веревочку,  но  и  на  картонную коробку.  Чтобы  сделать  это  упражнение  более  интересным  и  полезным, можно наклеить круглые стикеры с буквами (картинками) по краю коробки и написать соответствующие буквы (картинки) на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву (картинку) на прищепке с буквой (картинкой) на коробке. Можно заменить буквы (картинки) цифрами или геометрическими фигурами.

4. Бусы

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

«Будильник»

Эта игра очень нравится детям. Основная цель: стимуляция произнесения ребенком звукоподражаний: тик-так на эмоциональном подъеме. Взрослый «заводит будильник», совершая круговые движения указательным пальцем по  ладони  (животу,  спине,  голове)  ребенка,  произнося  «тик-так»,  затем ритмично потряхивает ладонь ребенка «звенит будильник –зззззз! ». Затем взрослый предлагает ребенку завести будильник на ладони взрослого, в это время ребенок уже сам произносит «тик-так, зззз», в первое время –ребенок произносит эти звуки совместно со взрослым. Данная игра также преследует цель развития ощущений от прикосновений, от собственного тела, что очень важно для развития детей.

«Свечи»

Игра  направлена  на  развитие  дыхания,  понимания  речи,  а  также произнесения слов «огонь, дым, дуть» или звуков «ф, п». Перед ребенком выставляются  разные  по  размерам,  формам,  цветам  свечи -плавающие, греющие (в форме столбиков, круглые, в форме животных). Взрослый вместе с  ребенком  зажигает  свечи,  очень  эмоционально  при  этом  произнося:

«Смотри, огонь! Огонь! ». Затем взрослый предлагает ребенку выполнить различные задания: задуй красную свечу, а теперь синюю. Дуй! Что ты будешь делать –взрослый должен стремиться к тому, чтобы ребенок ответил –«дуть». Когда ребенок задует свечу, взрослый эмоционально произносит, «смотри, дым! Ура! Что это? (дым, правильно) ».

«Ёжики»–

Давайте поиграем в ѐжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной! Вот свернулся ѐж в клубок, (дети присаживаются на корточки) Потому что он продрог. «ОЙ-ОЙ-ОЙ! »(говорим жалобным голосом вместе с детьми) Лучик ѐжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. «АЙ-АЙ-АЙ! »

«Бобик»

Вот наш Бобик,

Можно использовать мягкую игрушку.

Славный пѐс!

Гав! Гав!

Хлопаем в ладоши (2 раза) ;

Белый лобик,

указательный жест

показываем на лоб;

Черный нос!

указательный жест

показываем на нос;

Гав! Гав!

хлопаем в ладоши (2 раза) ;

Бобик, Бобик,

Лапку дай!

жест «здороваемся»

берем за лапу, трясем ее;

Гав! Гав!

хлопаем в ладоши (2 раза) ;

Сядь на коврик

И не лай!

жест «тихо»

прижимаем указательный палец к губам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник словесных игр для детей с нарушениями речи (1 часть - старшая группа, 2 часть - подготовительная группа)

Описанные в сборниках речевые игры могут проводится с детьми как в детском саду, так и дома под руководством родителей....

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...

Презентация "Сказка о глупом мышонке" часть 1, часть 2

С.Маршак "Сказка о глупом мышонке", замечательные иллюстрации Т.Зебровой, рекомендую использовать и родителям, и воспитателям:часть первая (15 слайдоа),часть вторая (17 слайдов)....

Животный мир леса весной. (в2-х частях) 1 часть. «После зимней спячки»

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной....

Животный мир леса весной. (в2-х частях) 2 часть. «В ожидании весны »

Познакомить детей с изменениями в жизни животных в весенний период....

Презентация (часть первая и часть вторая) к конкурсу "Преданье старины глубокой" - номинация "Святки""

Материалы презентации подготовлены совместно с педагогом Гореликовой Т.В. содержат детские работы по теме "Рождество встречаем, песнями, колядками славим...", Рождественские обычаи, традиции, приметы....