ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОКЕШИНГ – НОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
консультация (старшая группа)

Безпалько Лилия Викторовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_geokeshing.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОКЕШИНГ – НОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

                                                                                                     

Представлена методика организации и проведения геокешинга – игры в форме «поиска сокровищ» с применением спутниковой GPS-навигации. Описаны варианты организации проектов многовариантных игр в форме образовательного геокешинга, показаны возможности технологии образовательного геокешинга, чтобы сделать процесс дополнительного туристско-краеведческого образования действительно актуальным, личностно значимым, интересным, творческим и в какой-то мере даже азартным для детей и подростков.

Ключевые слова: образовательный геокешинг, дополнительное образование, игра, многовариантная игра, предметная направленность, игровое пространство, игровое задание, достопримечательности.

Сегодня дополнительное образование призвано формировать компетентности, которые позволят каждому молодому человеку стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внедрение новых педагогических технологий. А проблема заключается в том, что декларативное введение проектного метода в учебный процесс подчас приводит к формализации, заключающейся в том, что педагоги, вооруженные теорией, не всегда на практике могут применить данные педагогические технологии. 166 Во время курсов повышения квалификации «Проектно-исследовательская деятельность школьников на основе ИКТ» на факультете дополнительного образования при ГОУ высшего профессионального образования «Карельский государственный педагогический университет» мы познакомились с новой формой работы. Называлось это «Прогулка в стиле геокешинг». Геокешинг – игра, в которую играют во всем мире, это «поиск сокровищ» с применением достижений технического прогресса в области спутниковой GPS-навигации. Честно говоря, не сразу мы пришли к однозначному принятию новой идеи. Причина в том, что мы метались между новой (заинтересовавшей всех нас) формой и еще не понятой нами педагогической целесообразностью. Таким образом, мы решили, что надо брать на вооружение идею и положить ее на прочное методическое основание. Так и сделали! Разработали первую игру – «Письмо зовет в дорогу, или Привет из XIX века». Апробировали ее с воспитанниками Республиканского центра детско-юношеского туризма (г. Петрозаводск) и студентами Петрозаводского педагогического колледжа. Следующий шаг – проведение данной игры в городе Петрозаводске для учебных заведений и организаций, которое было осуществлено успешно. В рамках Республиканской олимпиады по краеведению проведена многовариантная игра «Губернский Петрозаводск», к 23 февраля – игра «На войне как на войне». Основной задачей по внедрению геокешинга в образовательную среду стало аккумулирование опыта педагогов в этой области и создание методической копилки геокешинга: банка описаний проектов и структурированного банка «точек». Содержание копилки доступно педагогам Республики Карелия, желающим разработать собственный проект. Вариантов организации проектов в форме образовательного геокешинга может быть очень много. Во-первых, проекты могут иметь различную предметную направленность (история, география, биология, литература и т. д.), а могут быть межпредметными или надпредметными. GPS-навигаторы помимо определения координат имеют и много других возможностей: определение расстояния, площади, скорости и времени. И вне зависимости от предметной области в рамках проекта можно развивать краеведческие, патриотические темы… Во-вторых, участники могут самостоятельно разрабатывать маршруты и задания, что не менее интересно и познавательно, чем 167 определять объекты заданного маршрута и искать ответы на вопросы. Главное – определиться с задачами проекта и заранее продумать интересные для ребят исследовательские проблемы. В-третьих, подобные проекты можно организовать между командами из разных городов. Образовательный геокешинг – это действительно мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности воспитанников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным. I форма. Проведение игр в стиле геокешинг Игра «Письмо зовет в дорогу» – основана на историческом прошлом Петрозаводска. В XIX веке это был небольшой губернский город, центром которого являлся Александровский железоделательный завод, сыгравший для России немаловажную роль. В 2007 г. игра оформлена в стиле геокешинг, хотя уже на протяжении 10 лет ее содержание использовалось в краеведческих играх по городу на республиканских сборах, слетах, фестивалях. Игра «Губернский Петрозаводск» – многовариантная игра с оформлением задания в предоставленном компьютерном классе в течение контрольного времени. Может использоваться для более глубокого изучения истории города Петрозаводска. Игра «На войне как на войне» приурочена к Дню защитника Отечества, может использоваться к любым датам соответствующей тематики (День Победы, День призывника, освобождение города Петрозаводска и т. п.). Общая информация по проведению игр Место проведения: город Петрозаводск; общая встреча в здании РЦДЮТ (ул. Льва Толстого, д. 4), игра проводится на улицах центральной, исторической части города. Общая площадь игрового пространства – 12 кв. километров. К участию в игре приглашаются школьники и студенты образовательных учреждений командами по 4–6 человек. Регистрация участников: по электронной почте drawarf@yandex.ru или по тел. 56-21-18 (отдел туризма РЦДЮТ) с указанием ФИО членов команды и контактными телефонами капитана (руководителя, преподавателя и т. д.). 168 Основная идея игры. Геокешинг (geocaching от греч. geo – Земля, англ. cache – тайник) связан с поиском тайников или разгадыванием загадок, связанных с географическими координатами и объектами на местности. Участники игры выполняют задания на местности, осваивают возможности GPS-приемников, узнают о возможностях дополнительного образования и бесплатной досуговой деятельности, реализуемых отделом туризма РЦДЮТ. Организаторы игры составляют задания, указывают географические координаты путевых точек (waypoints), где участникам предстоит отыскать предварительную информацию. Команда получает на время игры GPS-навигатор, а также путеводитель с описанием игрового пространства. Задачи игроков: используя GPS-приемник, оказаться в заданных местах, выполнить игровые задания, сделать пометки в своем путеводителе, запечатлеть на фотоаппарат процесс поиска и найденные объекты. На завершающем этапе игры команды готовят презентации о своих приключениях во время игры и собранной информации. Победители выбираются по количеству найденных точек в контрольное время, правильности выполнения заданий. Каждый участник игры получает грамоту, сувенир, а победители – призы! Регламент проведения игры Сбор в помещении организаторов. Знакомство с участниками игры – 10 мин. Введение в игру – тематика, задание, маршрутный лист, контрольное время – 10 мин. Информация о GPS-приемнике, основные функции, работа с интерфейсом, поиск и открытие точки – 15 мин. Выполнение контрольного задания (практическая работа по поиску объекта)– 5–10 мин. Старт участников по прибытии с контрольной точки, консультации по возникшим вопросам. Работа участников на маршруте (согласно контрольному времени). Возвращение участников, проверка приборов, оформление путевых дневников. Выполнение задания, оформление электронной презентации по материалам игры – согласно условиям. Обработка сданных материалов, опубликование на сайте РЦДЮТ результатов игры. Подведение итогов, награждение победителей, 169 II форма. Обучающее занятие с последующей игрой с использованием GPS-навигатора Структура: 1 – знакомство с прибором, 2 – область применения, 3 – устройство, 4 – основные функции, 5 – тренировочный маршрут, 6 – игра (соревнование). Игра основана на поиске КП с выполнением заданий на них. Условия: безопасная местность, наличие объектов для легенды, время – от 20 мин до 1 часа. Обучающие занятия с последующей игрой могут проводиться в любом оздоровительном лагере при наличии ограниченной территории, на любую тему, в рамках штатных мероприятий лагеря. Регламент занятия с соревнованием Сбор участников по графику отдельными отрядами, группами. Информация о приборе и системе навигации – 5 мин. Устройство навигатора, основные функции, работа кнопок, поиск и открытие необходимой точки – 10 мин. Выполнение контрольного задания – 5 мин. Старт на маршрут – 5–7 точек с различными заданиями (найти сумму цифр на всех точках, отгадать загадки и т. п. – зависит от фантазии организатора). Работа на маршруте – до 20 мин (длина дистанции – до 1 км). Финиш участников. Подведение итогов по времени выполнения задания, правильности ответов и т. д. Награждение победителей. III форма. Участие в походах с поиском тайников В походе появляется еще одна цель – поиск тайников, зарегистрированных на сайте игры геокешинг. Маршрут прокладывается через районы, где находятся тайники, их поиск – увлекательное мероприятие. Участники получают большой объем дополнительной информации об объектах, где находятся закладки. Расширяется кругозор и активизируется интерес к истории своей Родины. Для передвижного полевого лагеря можно заранее заложить тайники и потом, после обучающего занятия, организовать поход с выполнением заданий на местах закладки тайника. IV форма. Создание игр в районах Посещая другой город, ребята могут знакомиться с его достопримечательностями самостоятельно, пройдя по подготовленным 170 их сверстниками маршрутам или прокладывая собственные маршруты. Итог – интересная, современная, познавательная форма работы с детьми и молодежью. Когда видишь детей с навигатором в руках, обращаешь внимание больше всего на интерес, светящийся в их глазах, и жажду открытий. Дети по-новому глядят на знакомые места и с удивлением приходят к выводу, насколько интересен и самобытен их город или поселок; понимают, что своей родиной они по праву могут гордиться. Итоги игр, проведенных в нетрадиционной форме с использованием современных мобильных технологий, показали, что дети и молодежь не только получают новые знания из различных сфер жизни и предметных областей, но и повышают познавательную активность, учебную мотивацию, развивают коммуникативные навыки, учатся видеть проблемы и искать пути их решения, приобретают навыки поиска, систематизации и анализа полученной информации, а также опыт работы в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КРУГЛОСУТОЧНОГО РЕЖИМА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В целях гуманизации  внедрена авторская программа «Гармония и гуманность». В ее рамках все ее содержание педагогического процесса было пронизано основными элементами народной педагогики; семейным...

Семинар - практикум "Использование в образовательной деятельности разнообразных форм работы, направленных на индивидуализацию образования для развития инициативности и самостоятельности детей"

Развивающая предметно - пространственную среда является  условием для  оптимального развития  индивидуальных способностей и возможностей детей.Роль взрослого заключается в правиль...

Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образ...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Новые формы работы с родителями для повышения качества образования дошкольного учреждения в познавательной образовательной области

В статье представлены новые современные методы работы в образовательной познавательной области, которые позволяют расширить границы взаимодействия педагогов и родителей. Описаны преимущества использов...

Консультация "Образовательный терренкур-новая форма работы с родителями"

Новой формой работы является образовательный терренкур. Это специально разработанные маршруты по территории ДОО или за ее пределами с посещением разных оборудованных зон...