Семинар - практикум "Использование в образовательной деятельности разнообразных форм работы, направленных на индивидуализацию образования для развития инициативности и самостоятельности детей"
материал (младшая группа) по теме

 Развивающая предметно - пространственную среда является  условием для  оптимального развития  индивидуальных способностей и возможностей детей.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avhadieva_sreda_po_fgos.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре – практикуме на тему:

«Использование в образовательной деятельности разнообразных форм работы, направленных на индивидуализацию образования для развития инициативности и самостоятельности детей»  

                                                                             

                                                                              Подготовила: Авхадиева Э.Н.

                                                                                                   г. Когалым 2015г.

Многие выдающие философы и педагоги предлагают рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считают, что через развивающую предметно - пространственную среду, ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка.

         Под развивающей предметно - пространственной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную, разнообразными предметами и игровыми подручными  материалами такими как: верёвки, коробочки, проволока, колёса, ленточки, большие куски ткани, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

         Развивающая среда способствует утверждению уверенности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества.

         Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению р.п.п.с. ДОУ. Мы считаем, что проблема  сегодня актуальна, педагоги нашего детского сада стараются её развить и обогащать.

          Сегодня я готова поделиться опытам работы того, как строиться р.п.п.с. в нашей группе  для  игровой деятельности.                                           

                                       

                                   

   Содержательная-насыщенность

    Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами (игровыми, спортивными, техническим, оздоровительным инвентарем).

   Содержательно-насыщенная среда- это обеспечение различных видов активности, всех категорий детей, их эмоционального благополучия и возможности самовыражения.

   В нашем детском саду в группах созданы условия для самостоятельной, познавательной, художественной, двигательной деятельности. Вся среда условно поделена на центры.

     

    Центр сенсорного развития.

    В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки, вкладыши и многое другое способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния психических процессов.

     

Центр творчества.

     Для самостоятельного художественного творчества, сделали интересное пособие для детей. В доступном месте находится съёмная перекладина, на ней обои или специальная бумага. Дети самостоятельно её разматывают и рисуют мягкими карандашами. На этом кадре рисуют на столах, они поставлены в один ряд. А так же дети могут рисовать на полу, в удобном для детей положении (можно как вариант прикрепить пособие наверх, разматывая, рисуют на стенах).

 

Центр экспериментирования.   

      Во время свободной игровой деятельности по желанию детей воспитатели организуют игры с водой и песком, экспериментирования с доступными детям материалами. Во все группы приобрели кинетический песок. Дети с удовольствием подолгу играют, а так же купили большой  контейнер с крышкой, для режиссёрских игр с маленькими машинками для подгруппы детей.

В специальном отведённом месте есть бросовый и природный материал, здесь дети развивают свои творческие возможности. На этой фотографии дети играют с водой, запускают самодельные кораблики  и выполняют дыхательные упражнения (формируют целенаправленную воздушную струю).

     

       Для развития двигательной активности в группах есть центры физического развития. Они оснащены: спортивным, оздоровительным оборудование, инвентарем.

     Уголки стараемся дополнить интересными для детей пособиями.

   

   Я хочу презентовать своё пособие,  игру «Весёлая карусель»

   Его использую для развития двигательной активности детей, с помощью пособия учу ходить и бегать по кругу  друг, за другом соблюдая интервал заданным ритмом и темпом.

   Это пособие позволяет заниматься развитием речи. Дети договаривают словечко, распевают песни, потешки, водят хороводы. Этим прививаю любовь к народному творчеству.

  По моей просьбе родители сделали такой механизм, что при ходьбе  по кругу колесо и петушок вращаются.

   Для малышей сделали конские упряжки с колокольчиками и бубенчиками. Они издают звук, дети с удовольствием бегают и потешаются.

 

   Трансформируемость.

   Возможность изменения р.п.п.с. в зависимости от образовательной ситуации,  в том числе, от меняющихся интересов и возможности детей.

  Для эффективной организации разных видов деятельности в групповых помещениях мебель стараемся разместить по периметру помещения. Таким образом, чтобы во время свободной деятельности столы раздвигаются, оставляется максимальное пространство для движения.

 

   Полифункциональность.

   Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды для использования в различных видах детской активности (детской мебели,  природных материалов, ширм, мягких модулей, матов и т.д.)

  В группе используются лёгкие, но достаточно большие строительные блоки, покрывала, деревянные блоки, ширмы, мебель групповой комнаты.  Всё это позволяет изменить границы, конфигурации границы пространства.

   

   1. На занятиях, во время самостоятельной и игровой деятельности разнообразно используем детскую мебель. 

  • Не так давно я провела занятие «Едем к бабе, едем к деду». Из стульчиков сделали телегу, к  ней приделали колёса. Лошадку-качалку запрягли  лентой. Таким образом, мы имитировали езду на лошадке.

  • На полдник детям дают молоко, но не все пьют его. Беседуя с ними, стараюсь убедить разными методами, что молоко полезно. Пою песню–загадку «Далеко, далеко на лугу пасутся ко…». Сделала корову из маленького столика, приделала голову из маски, накрыла коричневым покрывалом, хвост сделала из каната и приделала вымя из резиновых перчаток. Как говорилось выше, в группе должно быть много подручного материала (верёвки, ленточки, колёса, большие куски ткани и т.п.), которые творчески используют для игровых проблем.

  • В декабре мы готовились к встречи нового года. У нас была проектная деятельность «Ах, зима, зима, зима белоснежная пришла!», которая завершилась первым новогодним утренником. Родители нам нарядили группу, окна украсили снежинками, для игры сдвигали мягкую мебель от стены, покрывали её белой тканью. Это сугробы. Дети весело играли в снежки, прятались за сугробы.

  • На этой фотографии дети играют в рыбалку. Из голубой ткани сделали речку, мостики из скамеек, которые занесли с раздевалки. Палочки для удочки взяли от игрушки-каталки. Таким образом, учу своих воспитанников варьировать,  и использовать игрушки заместители для решения игровых задач.

  2. А так же широко используются модули, они обогащают детскую игру, обеспечивают трансформируемость, полифункциональность игривого пространства,  на усмотрения играющих.

  В прошлом году у нас в детском саду прошёл конкурс пособий, где я представила многофункционаные, модули, сделала их из одинаковых картонных коробок, обклеила обоями и украсила декорацией.

  • Одна сторона используется для театрализации сказок. В прошлом году с детьми подготовительной группы показали сказку «Теремок» для малышей. С помощью этого пособия  в ясельной группе дети играя, имитируют движения животных.    

        Модули получились лёгкими и безопасными. Когда медведь валит теремок, коробки падают на детей и разлетаются в разные стороны. Маленькие артисты с восторгом выбегают из теремка.

  • Другая сторона используется для сюжетно-ролевых игр. Бывшие мои воспитанники дети подготовительной группы по желанию, меняли  В файле таблички (аптека, магазин, касса).

        Дети строили и играли в корабль. Сделали борта из модулей, нос из трансформируемой крыши.

  • Игра «Собери целое» по бокам модулей я закрепила файлы. В них находятся части картинок. Целую картину можно собрать в горизонтальном или вертикальном положении. Игру можно использовать на любую тему.

  3. Для уединения используются ширмы. Они удобны для хранения, легко складываются, что позволяют переносить их, многофункциональны и универсальны.

   

  • Ширма для девочек, она дополнена атрибутами для маленькой барышни.

  Вариативность.

     Безусловно, при организации предметно - развивающей пространственной  среды наши педагоги учитывают индивидуальные и возрастные  особенности развития, создают ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей. И это просматривается не только в помещениях детского сада, но и на прогулочных площадках в любое время года.  Всё это говорит  о том, что мы стараемся сделать развивающую среду вариативной.  

     

    Доступность.

    Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе  для детей. В каждой группе есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это  использовать.

   

   Безопасность

   Соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их

использования:

• санитарно-эпидемиологические правила и нормативы,

• нормы этической и экологической безопасности,

• правила пожарной безопасности

   Создавая благоприятную среду для развития наших детей, мы хотим видеть их: обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С БУМАГОЙ " ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА"

Ообенность НОД--это интерес детей к развитию творческих способностей через продуктивную деятельность с разными материалами....

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ...

«Образовательная деятельность с детьми старшей группы в детском саду по развитию музыкально-ритмических способностей детей с использованием технологии моделирования»

Основная цель: закрепление выразительного исполнения русских народных движений в танце полька, используя технологию моделирования, при помощи кодирования движений  в сигналы-картинки; свободное о...

Презентация "Развитие инициативности и самостоятельности детей"

Презентация на тему: Развитие инициативности и самостоятельности детей через построение РППС во II мл.группе...

Открытый показ совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» с использованием разнообразных форм работы, направленных на укрепление и сохранения здоровья воспитанников

Открытый показсовместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» с использованием разнообразных форм работы, направленных на укреп...

Коучинг-сессии для педагогов «Развитие инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста»

Коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им зна...

«Проектная деятельность как форма работы с семьёй с целью формирования основ базовой духовной культуры детей, освоения ими опыта нравственного поведения, развития речи обучающихся».

Для создания в образовательном учреждении и дома условий для речевого развития и формирования социальных компетенций ребенка, обеспечения его личностного роста,нравственного    становле...