Школа для родителей, воспитывающих детей раннего возраста по теме: «Кризис трёх лет: самосознание»
методическая разработка (младшая группа)

Малютина Олеся Юрьевна
Школа родителей ставит перед собой задачи: просвещения в области педагогики и психологии по теме возрастных кризисов ребёнка, воспитания активной и гибкой позиции в процессе воспитания, профилактики эмоционального выгорания родителей, которые также переживают вместе со своими детьми кризис. При встрече с родителями используется материал в презентации, психогимнастические упражнения, методы дискуссий, решения проблемных ситуации. Участниками школы определяются основные рекомендации по моментам воспитания детей 3-х лет с опорой на личный опыт родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа для родителей, воспитывающих детей раннего возраста

Тема: «Кризис трёх лет: самосознание»

Задачи:

1.Просвещение в области педагогики и психологии по теме возрастных кризисов ребёнка.

2.Воспитание активной и гибкой позиции в процессе воспитания.

4.Профилактика эмоционального выгорания.

План школы для родителей:

  1. Знакомство, обьединение группы (психогимнастика). 
  2. Презентация материала с элементами дискуссии.
  3. Творческая работа с проблемными ситуациями (работа в парах).
  4. Заключительная часть. Рефлексия.

Ход работы:

  1. Знакомство, обьединение группы (психогимнастика). 

А) Психогимнастическое упражнение «Знакомство».

Участники сидят в кругу. По очереди называют своё имя и на первую букву своего имени- прилагательное, которое их характеризует. Например, Ирина- интересная, Марина- мягкая и т.д.

Б) Психогимнастическое упражнение «Ласковое имя».

Участники по очереди называют имена своих детей, а их соседи в обеих сторон- варианты ласковых имён данного ребёнка. Например, Пётр- Петечка, Петруша…Затем сам родитель говорит как ласково он называет своего ребёнка каждый день.

  1. Презентация материала с элементами дискуссии.

Тезисы презентации:

- КРИЗИС (греч. krisis – решение,   поворотный пункт) – суд,  переворот, пора переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей, рождает непредсказуемые проблемы.
Кризис в китайском языке записывается двумя иероглифами:
«ВЭЙ»: «опасность», «страх» «ЦЗИ»: «возможность»

- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС – состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека.
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. (Следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер).

-в 3-4 года отмечаются ВАЖНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ: происходит активное физическое развитие – бурный физический рост; высокая потребность в движении, яркое стремление к самостоятельности, ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в    первом лице, ребенок осознает себя как отдельного человека со своими желаниями и особенностями.

- в этот период происходит ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ОРГАНИЗМА, в результате чего у детей наблюдается: повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды; ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы; снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим).

- Любой кризис  - ЭТО ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ между  «хочу» и «могу». То есть, с одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют  его реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт). И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться. Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется, как может!

-ЯРКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА: упрямство, негативизм, капризы, истерики, симптом обесценивания.

  • -НЕГАТИВИЗМ: Ребенок поступает вопреки не только  родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Задача взрослых: поддержать ребенка; превратить негативизм в игру; обучать ребенка правильно выражать свои желания и намерения.
  • УПРЯМСТВО: когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!». Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение – попросит книжку. Удивительно, но факт! Упрямство порождает неврозы, лживость, расстройства нервной системы.
  • КАПРИЗНОСТЬ: это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!». Проявления капризов: раздражительность, желание продолжить начатое дело, плач, двигательное перевозбуждение.
  • Истерика: Яркость, гротескность. «Игра на публику». Наличие зрителей. Возникает в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут прекратиться после того,  как это внимание иссякнет. Проявляется в  громогласном плаче, криках,

битье головой о стену или пол, расцарапывании лица.

  • Условия проявления капризов, истерики: повышенная эмоциональная возбудимость, некомфортная обстановка,  плохое самочувствие, переутомление, чувствительность.
  • СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ: изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами). Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией). Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что  будет, если…)

  1. Творческая работа с проблемными ситуациями (работа в парах, группах).

Проблемные ситуации:

Ситуация 1.

Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.

Обед. Мише предложили борщ, котлету, компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу компот, -заявляет он решительно, - и еще с котлеткой я люблю картошку». Мама терпеливо объясняет, что нужно есть по порядку: первое, второе, третье, не капризничать, а есть, что дают. Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено!» Миша не отступает: «Сначала я буду компот». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает кормить мальчика супом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренная кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется на тарелке. А компот вообще не получишь!» Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть супа на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает две сразу, восклицая: «И за что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот…»

Варианты:

- Мама не должна ставить на стол все сразу;

- Можно частично пойти ребенку на встречу: отпить глоток компота до еды. Не акцентируя на этом внимания: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить».

Ситуация 2.

Леночке три года. Родители заметили, что в последнее время девочка стала капризной. Как только мама уходит из комнаты, чтобы заняться домашними делами, она начинает плакать, прерывает игру и просит, чтобы мама поиграла с ней. Родители пытались повлиять такими словами: «Перестань хныкать! Ты уже большая девочка и умеешь играть одна». Лена отвечала: «Я не люблю одна! С тобой интереснее». Мама: «Если будешь продолжать, я запру тебя в комнате».

Варианты:

- Не бросать домашние дела, а общаться с ребенком в процессе выполнения. Предложить ребенку участвовать в домашних делах, разговаривая с ним, читать стихи, загадывать загадки, обогащать его словарь.

Ситуация 3.

Родители, беспокоясь, ограничивают свободу ребенка. Ему отвели отдельную комнату и не разрешили ходить в другие места (на кухню, в гостиную). Они запретили ему бегать, потому, что он мог упасть и удариться о батарею.

Но любопытные ребенок не смирился со сложившейся ситуацией и стремился в запрещенные места всякий раз, когда мама и папа отвлекались от его персоны. Он боялся быть замеченным, поэтому старался все делать быстро. Каждый раз при этом что-то падало, билось и ломалось. Родители пытались отвлечь его внимание от опасных предметов при помощи сладостей. Когда ребенка начинал интересовать какой-либо запрещенный предмет, они давали ему что-то вкусное.

Сынишка очень быстро это усвоил и стал намеренно создавать подобные ситуации. Только его требования все возрастали: и плакал он все сильнее, и кричал все громче.

Варианты:

- Ребенок должен иметь возможность изучать окружающий мир.

- Успокоить плачущего ребенка можно, отвлекая внимание. Для этого необходимо иметь «неожиданные пустяки» (шарик, колечко, камушек). Отвлечение надо сыграть.

Ситуация 4.

Илюша 3,5 года с усердием натягивают колготки. Трудное занятие. Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но … наизнанку. Мальчик этого не замечает и продолжает натягивать. Мать прекращает, как она говорит эту «бесцельную возню» быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть колготки сама. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!» - «Сиди спокойно не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам». Мама сокрушенно вздыхает: «Когда только научится!»

Варианты:

- Стоит отмечать любые успехи в самостоятельности. Подсказать и предложить свою помощь, чтобы вывернуть колготки на лицо. «В следующий раз получится правильно».

- Набраться терпения. Чтобы воспитать у малыша самостоятельность, родителям необходимо научиться отличать собственные интересы от желаний ребенка.

Возможны разборы ситуаций из жизни участников школы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

Как предотвратить приступы истерики у детей: научитесь предупреждать вспышки. Переключайте детей на действия. Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Скажите ребенку правду относительно последствий.

Если истерика все же началась:

  • прежде всего не раздражаться, взять себя в руки;
  • не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша;
  • постарайтесь отвлечь малыша.
  • твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование;
  • постарайтесь не реагировать на советы посторонних;
  • не поддавайтесь на провокации.
  • научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой.
  • выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений.
  • Направляйте энергию ребенка в мирное русло.  Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы.
  • Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с  использованием игрушек. Например, если малыш  отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или медведя, пусть он поиграет роль взрослого. В конце концов ребенок согласится одеться и сам тоже.
  • Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года.
  • Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
  • Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.
  • Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.) Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
  • Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
  • При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
  • Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
  • Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди – ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание,…
  • Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как  с человеком, мнение которого Вам интересно.
  • Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

Рекомендации и советы самих родителей, участников школы.

  1. Заключительная часть.

Рефлексия (что нового узнали, что самое важное нужно знать и помнить о ребёнке 3-х лет, субъективные ощущения, эмоциональный фон участников, мотивационные ощущения).

Психогимнастическое упражнение «Прощание»: участники семинара по очереди прощаются друг с другом разными способами (не повторяя предыдущие).

Литература:

1. Ковалева И. В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. М., 2007г.

2. Макарычева Н. В. Проблемы раннего детства. М., 2005г.

3. Образцова Л. Когда сдают нервы. СПтб, 2006г.

4. Резепина Е. А. О детских капризах и упрямстве // Психолог в детском саду. № 1, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019 г.

Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019г....

Конспект развлечения для родителей и детей раннего возраста на тему: "Солнышко"

Развлечение   направлено  на  сенсорное развитие  дошкольников   раннего  возраста,мелкой моторики; с использованием оборудования:дорожки,тунеля, дидактического модуля &q...

Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"

Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...

Консультация для родителей " Современные тенденции в работе с родителями, воспитывающими детей раннего возраста"

quot; Современные тенденции в работе с родителями, воспитывающими детей раннего возраста" Консультация "Здравствуй, детский сад!"...

Консультации для родителей, воспитывающих детей раннего возраста

Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльк...