"Как активизировать речь ребенка"
консультация (средняя группа)

Чуплыгина Любовь Сергеевна

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов - "сорняков".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как активизировать речь ребенка»

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка впитывают в себя речь окружающих их взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах. Всё это ведёт к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. Развитие речи является важной составной частью социализации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их, а значит, не используют их в своей речи.

Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.

Предлагаемые игры, лексические задания и упражнения активизируют словарь.  Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок.  Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом.  Овладевать навыками речевого этикета.  Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Учить подбирать определения и эпитеты

-собаки бывают: большие, санитарные, сторожевые ...

Узнавать предмет по описанию

-длинненький, тоненький, зелененький ... с пупырышками,

-его можно солить, делать из него салат (огурец)

-это зеленая, стройная, кудрявая ... белоствольная (береза

Подбирать действия к предмету

-щенок: лает, грызет, царапает, таскает, скулит

-ветер: воет, срывает, гонит, обрушивает, шумит.

Подбирать объект по действию

-что летает? (облако, шар, ласточка, воздушный змей)

-что плавает? (лодка, уголек, льдинка, листочек)

-кто кусается? (волк, акула, котенок, ребенок

Подбирать антонимы

- высоко - низко

  - теплый - холодный

- гладкий - шершавый

Синонимы

-большой, огромный, громадный.

Различать глаголы

-движения (идти, бежать, ехать, ползти ...)

-состояния (спать, есть, говорить ...)

-действия (рисовать, лепить, трогать ...)

-приставочные и без приставочные (шел в ..., пошел в ..., рисовал - нарисовал

Добавлять пропущенные слова

      - пришел почтальон, он принес ...

Подбирать обстоятельства

трудиться как? (хорошо, спустя рукава, быстро

Составлять предложения с определенным словом

Отгадывать: «кто ты?» (в различных житейских ситуациях: дочка,

 внучка, сестричка, ученица, покупательница, актриса ...)

Создание новых слов.

светлый, зеленый - светло-зеленый,

-тепло, любит – теплолюбивый,

-длинные, уши – длинноухий,

-воду, проводит – водопровод.

овощи режет - овощерезка

 дырки прокалывает - дырокол.

Придумывать родственные слова

-лес - лесок, лесник, лесной,

-вода - водяной, водопровод, водный, водолаз

Заканчивать предложения

Миша пошел гулять (когда?) ...

-Мише стало грустно (отчего?) ...

-Миша обрадовался (чему) ...

Многозначные слова

у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи,

 чем отличаются)

-коса.

-ручка

Слова с заданием

начинаются на ба - (баранка, батон, бабушка).

             -заканчиваются на ок - (котенок, щенок, совок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Упражнения, активизирующие речь.

Развитие речи. Упражнения, активизирующие речь....

Особенности развития речи детей раннего возраста. Упражнения активизирующие речь.

Материал вмещает в себя консультацию для родителей, практический материал (конспект занятия для детей 1-1,6), памятку для родителей....

Как активизировать речь ребенка третьего года жизни?

Значение речи в жизни человека трудно переоценить. Это средство мышления и основной способ общения. Чем богаче речевые навыки ребенка 2-3 лет, тем проще ему устанавливать контакты с окружающими взросл...

Консультация для родителей «Как активизировать речь ребенка в раннем возрасте»

Консультация для родителей«Как активизировать речь ребенка в раннем возрасте»...

"Как активизировать речь Вашего ребенка" - статья для родителей

        Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом....

Развитие речи ребенка 1 - 3 лет Упражнения, активизирующие речь

Развитие речи ребенка 1 - 3 лет Упражнения, активизирующие речь...