Консультация для родителей "Развитие речи и накопление словарного запаса детей в 3-4 года"
консультация (младшая группа)

Торопова Юлия Николаевна

Особенность речевого развития детей 3-4 лет заключается в формировании мыслей. Влияние электронных устройств на развитие речи ребенка в раннем возрасте.

Развитие речи у детей 3-4 лет вызывает множество научных и педагогических обсуждений. Эксперты убеждены, что к этому возрасту ребёнок накапливает достаточный словарный запас (несколько тысяч слов) и, при нормальном уровне коммуникации, уже может общаться с родителями и сверстниками сложными фразами. Если чадо еще не заговорило, впору задуматься о врожденном или приобретенном психосоматическом пороке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-4_goda.docx60.68 КБ

Предварительный просмотр:


Особенность речевого развития детей 3-4 лет заключается в формировании мыслей. Влияние электронных устройств на развитие речи ребенка в раннем возрасте.

Развитие речи у детей 3-4 лет вызывает множество научных и педагогических обсуждений. Эксперты убеждены, что к этому возрасту ребёнок накапливает достаточный словарный запас (несколько тысяч слов) и, при нормальном уровне коммуникации, уже может общаться с родителями и сверстниками сложными фразами. Если чадо еще не заговорило, впору задуматься о врожденном или приобретенном психосоматическом пороке.

Дело не в словарном запасе, а в возможности отвлеченного мышления – если спросить, что делал ребёнок в детском саду сегодня днём, он с уверенностью ответит: ели, гуляли, спали. Если задать вопрос, за что мальчик ударил девочку, ответ также не заставит себя ждать. Но если поинтересоваться тем, как нужно было бы поступить на месте другого для предотвращения ссоры, дитя ответить не сможет – это и есть незрелость отвлечённого мышления.

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Коммуникация с целью нормального развития должна включать:

  • общение с родителями на отвлеченные темы с выражением собственной точки зрения;
  •  выработку правильного произношения слов и фраз (об этом ниже);
  •  развитие словарного запаса в части употребления синонимов, анонимов, предлогов, частиц;
  •  как можно более частое описание свойств и характеристик окружающих вещей;
  •  использование различных техник произношения – скороговорок, стихотворений, песен.

НА ЧТО ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ

В основном, к приводимому в материале возрасту ребёнка его коммуникативные функции достаточно развиты, и родителям не приходится подталкивать чадо к общению (возраст почемучек и болтунов). Но если детсадовец продолжает произносить только односложные фразы, или вообще не пытается разговаривать, впору задуматься о визите к специалистам – логопеду, невропатологу, неврологу, дефектологу и даже психотерапевту.

Врожденные или приобретённые патологии, связанные с речевыми функциями, у малышей в 3-4 года не редкость. Реальный пример. Ребенок до 7-8 лет практически не разговаривал, отвечая на вопросы киванием головы. В возрасте четырёх лет он сильно испугался волчонка, данного в руки охотником, что вызвало сильнейшее заикание, а, впоследствии, и сформировало комплекс неполноценности. Недуг полностью прошёл лишь к 30, когда детское воспоминание стерлось.

И ещё, огромное влияние на речевое развитие детей от 3-4 лет в последние годы оказывают всевозможные гаджеты. Транслируя информацию вовне, они не требуют ответной реакции от малыша, и ему остаётся лишь молчать и соглашаться.

НЕМАЛОВАЖНЫМ ФАКТОРОМ ЗДОРОВОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИСУТСТВИЕ КОЛЛЕКТИВА – ДЕТСКОГО САДА, КРУЖКА, ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ. В ХОДЕ КОММУНИКАЦИИ СО СВЕРСТНИКАМИ ЧАДО НЕ ТОЛЬКО ПОЛУЧАЕТ И ОТДАЕТ ИНФОРМАЦИЮ, НО И ОБОГАЩАЕТ СВОЙ ЛЕКСИКОН НОВЫМИ СЛОВОФОРМАМИ.

Существующий там эмоциональный фон менее стрессоопасен, нежели выплеск эмоций со стороны родителей. Кроме того, единообразный подход грамотного педагога, способность поднимать самооценку молчаливых или замкнутых детей, и успокаивать наиболее подвижных. А если воспитатель уделит время и внимание тому, чтобы «разговорить» молчуна, а сидящие рядом дети в этом помогут, адаптация ребенка произойдет намного быстрее.

ДИНАМИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

На динамику речевого развития положительно влияют: родные и близкие; коллектив; педагоги; врачи и медсестры в лечебных учреждениях.

Отрицательное влияние оказывают:

  •  негативный морально-психологический климат;
  •  состояние стресса;
  •  недостаток внимания;
  •  электронные устройства (планшет, телефон, телевизор, ноутбук).

На развитие речи у детей оказывают влияние и особенности физиологии, влекущие шепелявость и картавость, правильно называемые дислалией. По наблюдениям специалистов, физиологическая форма (проще говоря, возрастная) свойственна всем детям без исключения в возрасте до 5 лет. Коли речь идет о функциональной или органической формах дислалии, то для формирования правильной речи необходимы серьезные затраты времени и сил.

КАРТАВОСТЬ И ШЕПЕЛЯВОСТЬ — ЛЕЧИТЬ ИЛИ ЗАБЫТЬ?

Логопеды, сталкивающиеся с шепелявостью, рекомендуют проводить физические упражнения с участием языка и губ. Народная молва гласит, что лучшим средством является чтение скороговорок с грецкими орехами во рту. Телевизионные журналисты и дикторы для исправления произношения зажимают зубами небольшой предмет, чаще всего колпачок от ручки, произнося скороговорки.

Хотя, если смотреть вглубь проблемы, то, борясь с шепелявостью, важно удостовериться в отсутствии у ребенка ЛОР-заболеваний. Картавость, будучи одним из наиболее частных нарушений речи у детей и взрослых, является изюминкой лишь со стороны. Для ее обладателей это не самая приятная и, возможно, даже раздражающая черта. Врачи выделяют улярный (горловой) (звук «Р» на французский манер) и велярный ротацизм (звука нет вовсе).

Как и в случае с шепелявостью, картавость можно пытаться лечить домашними методами, путем произношения скороговорок и различных упражнений языком. Если причиной является короткая уздечка, это не проблема – операции по ее усечению проводятся сотнями тысяч в год, и проблем не вызывают. Но чтобы понять, стоит ли проводить операционное вмешательство, необходимо дождаться хотя бы пятилетнего возраста, когда у большинства произношение исправляется самостоятельно.

ГОВОРЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ, ВАЖНО ПОНИМАТЬ: ПРОИЗНОШЕНИЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЗВУКОВ НЕ ТАК ВАЖНО, КАК УМЕНИЕ СТРОИТЬ РЕЧЬ, ПОДДЕРЖИВАТЬ РАЗГОВОР И ВЫКАЗЫВАТЬ ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Игры для расширения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Материал содержит рекомендации игр, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи и накопление словарного запаса детей в 4-5 лет"

Вашему ребёнку 4 года? Тогда вы наверняка задумывались, какое речевое развитие в этом возрасте считается нормальным. Стоит оговориться, что все дети разные, мальчики довольно часто начинают говорить п...

Фронтальная консультация учителя-логопеда для воспитателей "Речевые игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Консультация адресована воспитателям и в ней представлены речевые игры для увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста....

Развитие речи и обогащение словарного запаса детей с использованием активных форм обучения

Составление синквейна и использование техники «Друдлы» – один из способов частичного решения этих проблем....

«Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составл...

Консультация для родителей «Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать...

«Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»

     Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно о...