Консультация для родителей "Развитие речи и накопление словарного запаса детей в 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

Торопова Юлия Николаевна

Вашему ребёнку 4 года? Тогда вы наверняка задумывались, какое речевое развитие в этом возрасте считается нормальным. Стоит оговориться, что все дети разные, мальчики довольно часто начинают говорить позже, чем девочки. И всё-таки, существуют общепринятые ориентиры, на которые мы и будем опираться. Так что же должен уметь произносить ребёнок старше 4 лет?

В 4 года малыш уже накопил достаточный словарный запас формирует свои мысли в понятные связные фразы. Это могут быть как простые, так и сложные и сложноподчинённые предложения. Например: «На улице дождь, я надену плащ». «Папа сказал, что мы пойдём на качели».

В этом возрасте ребёнок ещё не может правильно произносить все звуки, и пока это не критично. Но родителям стоит прислушаться, какие именно звуки не даются их малышу. И в дальнейшем, возможно, поработать над ними с логопедом. Очень важно для скорейшего развития речи у детей от 4 до 5 лет как можно больше разговаривать с ними. Если вы решили почистить картошку, сообщите об этом ребёнку. Варите суп? Не забывайте комментировать свои действия. Папа может рассказать о своих занятиях. Чем больше грамотной связной речи слышит ваш сын или дочь, тем скорее и увереннее будет формироваться его речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4-5_let.docx60.9 КБ

Предварительный просмотр:


Вашему ребёнку 4 года? Тогда вы наверняка задумывались, какое речевое развитие в этом возрасте считается нормальным. Стоит оговориться, что все дети разные, мальчики довольно часто начинают говорить позже, чем девочки. И всё-таки, существуют общепринятые ориентиры, на которые мы и будем опираться. Так что же должен уметь произносить ребёнок старше 4 лет?

В 4 года малыш уже накопил достаточный словарный запас формирует свои мысли в понятные связные фразы. Это могут быть как простые, так и сложные и сложноподчинённые предложения. Например: «На улице дождь, я надену плащ». «Папа сказал, что мы пойдём на качели».

В этом возрасте ребёнок ещё не может правильно произносить все звуки, и пока это не критично. Но родителям стоит прислушаться, какие именно звуки не даются их малышу. И в дальнейшем, возможно, поработать над ними с логопедом. Очень важно для скорейшего развития речи у детей от 4 до 5 лет как можно больше разговаривать с ними. Если вы решили почистить картошку, сообщите об этом ребёнку. Варите суп? Не забывайте комментировать свои действия. Папа может рассказать о своих занятиях. Чем больше грамотной связной речи слышит ваш сын или дочь, тем скорее и увереннее будет формироваться его речь.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

После 4 лет ребёнок мыслит отвлеченно и отвечает на вопросы взрослых. Чтобы помочь ребёнку развить речь, можно использовать несложные игровые приемы. Если мы гуляем на улице с ребенком и видим бабочку, стоит вместе определить действие, которое она совершает. Бабочка порхает, летает; собака бегает и лает; муравей ползёт. Надевая на прогулку шапку или шарф, стоит упомянуть, что это вещи шерстяные, голубые или розовые (в зависимости от цвета), к тому же теплые. Чем больше прилагательных, обозначающих признаки предмета, ребёнок сможет подобрать к слову, тем лучше для развития его речевых навыков. Похвалите вашего малыша, если ему удалось подобрать сразу несколько слов описывая, предположим, мяч или варежки. Ребенку будет приятна похвала взрослых и это станет дополнительным стимулом к совершенствованию речи.

УПРАЖНЕНИЯ

Существует ряд нехитрых упражнений, которые можно использовать для речевого развития детей в домашних условиях или на прогулке.

Попросить своего малыша высунуть язык и сказать «бе-бе-бе» или «ме-ме-ме». Поднять язычок к верхнему нёбу, а потом опустить вниз. Можно покричать младенцем «уа-уа». Полезно играть с малышом в игру «наоборот». Например, мама говорит «горячо», а ребёнок отвечает «холодно». Мама говорит «высоко», малыш – «низко». В возрасте 4-5 лет полезно начинать считать с ребенком, изменяя слово вместе с числительным. Например: один заяц, два зайца…пять зайцев и так далее. Форма существительного меняется, и ребёнок запоминает это, что впоследствии будет важно для грамотного письма. Такие упражнения желательно делать регулярно и повторять по 8-10 раз.

Так называемый грамматический строй речи у ребенка можно и нужно формировать сознательно. Например, вы называете ему какое-то существительное и просите поставить его во множественное число (один-много): стена-стены, кружка-кружки, спинка-спинки. Причем речь может идти не только о спине ребёнка, а и о спинках сидений в автобусе. А слово крУжки с другим ударением может оказаться и кружкАми на асфальте, нарисованными разноцветными мелками и различными секциями для занятий с детьми. Обращайте внимание ребёнка на такие особенности русского языка, ему будет интересно, а заодно, он будет учиться говорить правильно. Обратите внимание малыша, что не все слова во множественном числе звучат так же, как и в единственном.

ЗАБАВНЫЙ ЭПИЗОД ИХ ЖИЗНИ РЕБЁНКА. МАЛЬЧИК В ПЕРВОМ КЛАССЕ, ПРОВЕРЯЯ ЗВОНКОСТЬ И ГЛУХОСТЬ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, СТАВИЛ ИХ ВО МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО И ДЕЛАЛ ЭТО ПРАВИЛЬНО. ДУБ-ДУБЫ, КОМОД-КОМОДЫ, СТОЛБ-СТОЛБЫ. ВСЁ ШЛО ХОРОШО, ПОКА ОН НЕ ДОШЁЛ ДО СЛОВА ЛЕВ. ЗДЕСЬ ОН УВЕРЕННО НАПИСАЛ ЛЕФ, ЧЕРЕЗ Ф, А НА ВОПРОС, КАК ПРОВЕРИЛ ЭТО СЛОВО, ВПОЛНЕ ВНЯТНО ОТВЕТИЛ: «КАК, КАК? КОНЕЧНО, МНОГО ЛЕФОВ».

Если ваш ребёнок ещё дошкольник, не упускайте возможность говорить об этом сейчас. О чём говорить с ребёнком? В возрасте с 4 до 5 лет ребёнок должен уметь разбивать предметы на группы. Например: шкаф, стол и стул – это «мебель». Шапка, пальто и платье – «одежда». Телевизор, пылесос, стиральная машина – «бытовая техника». Не думайте, что ваш ребёнок ещё маленький и ничего не поймёт. Но в тоже время не забывайте, что вы разговариваете с четырехлетним сыном или дочкой, чтобы ваша речь не изобиловала специальными терминами или научными фразами. А ещё есть группы «домашние животные», «птицы», «рыбы», «дикие звери». Дети очень любят разговаривать со взрослыми на эти темы. А если использовать на занятиях занимательные книжки и картинки, разговор пойдет еще веселее. Ну и, конечно, стоит поговорить с ребёнком о профессиях, рассказать, кем работает папа и мама. И зачем нужна какая-то конкретная профессия (польза от работы).

СПРАШИВАЮ У ДЕТЕЙ: «КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ВАШИ РОДИТЕЛИ?»

НАСТЯ: «МОЙ ПАПА СТРОИТ ДОМА ДЛЯ ЛЮДЕЙ».

СОФИЯ: «МОЯ МАМА ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ».

МИША: «МОЙ ПАПА – НАЧАЛЬНИК, ОТ НЕГО НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ».

Милые ошибки в произношении детей, на которые некоторые родители не склонны обращать внимание, в школе при письме могут вылиться в серьёзную проблему. Именно поэтому надо серьёзно отнестись к развитию речи у ребёнка в 4 года и всячески помочь ему в этом. К пяти годам ваш сын или дочь уже должны уметь говорить связно с редкими грамматическими ошибками. Практически все звуки, кроме «р» и «л» должны встать на место. Если речь отстает, а звуки неразборчивы, это сигнал для родителей. Обязательно нужно обратиться за помощью к неврологу и логопеду. Чем раньше начать решать проблему, тем лучших результатов можно добиться. Когда ваш ребёнок вырастет, он наверняка скажет вам спасибо, за то, что вы научили его говорить красиво и правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Игры для расширения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Материал содержит рекомендации игр, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи и накопление словарного запаса детей в 3-4 года"

Особенность речевого развития детей 3-4 лет заключается в формировании мыслей. Влияние электронных устройств на развитие речи ребенка в раннем возрасте.Развитие речи у детей 3-4 лет вызывает множество...

Фронтальная консультация учителя-логопеда для воспитателей "Речевые игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Консультация адресована воспитателям и в ней представлены речевые игры для увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста....

Развитие речи и обогащение словарного запаса детей с использованием активных форм обучения

Составление синквейна и использование техники «Друдлы» – один из способов частичного решения этих проблем....

«Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составл...

Консультация для родителей «Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать...

«Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»

     Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно о...