«Таланты детей на кончиках пальцев»
консультация

Гамолка Светлана Юрьевна

Мелкая моторика детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл talanti_detey_na_konchikah_palchev-konvertirovan.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Таланты детей на кончиках пальцев»

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:

            пальчиковая гимнастика;

            показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул»,

«колокольчик»,        «зайка»        и        т.д.),        которыми        может        сопровождаться        чтение потешек или сказок;

            конструирование из счетных палочек; лепка из соленого теста и теплого воска;

            обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.). Восторг у детей вызывает создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации «Радуга»;

            сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации);

            выполнение аппликаций из природного материала (семян, яичной скорлупы и т.п.);

            выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных изображений (декоративных узоров, геометрических фигур, букв и др.);

            набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов используются цветные пластиковые емкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1х1см;

            нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;          создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей;          сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;

            завязывание бантов и узлов различной конфигурации;

            перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т.д.);

            игры с «осьминогами». Утяжеленный предмет (например, мешочек с песком), обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.

Прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок.

Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков – увлекательное занятие.

С удовольствием дошкольники играют в «археологов» - проводят раскопки в песке.

Используя палочки, щетки и кисточки, малыши «обнаруживают» в песочнице спрятанные воспитателем «старинные замки», «древние клады», мелкие игрушки и т.д.

На основе подобных заданий можно организовывать совместную деятельность педагогов и детей по ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, конструированию и т.д.

Играем с песком, водой, воздухом

Для уточнения представлений о текучести воды можно провести несложный опыт: взять два ведерка (стаканчика и др.) наполненные водой, а также два-три предмета из твердого материала (кубики, камешки, палочки). Сравните свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, твердые предметы сохраняют форму. А есть ли форма у воды? Предложить детям баночки, формочки для переливания воды из одного сосуда в другой.

Вывод: вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.

Обратить внимание детей на то, что вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (когда детям даем пить на прогулке). Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «кислый», «соленый»,

«горький».

Сформировать представление о том, что чистая вода не имеет вкуса. Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Как их переубедить? Предложить взять лист белой бумаги и рядом поставить прозрачную баночку с водой. На основе наглядности дети убедятся, что чистая вода не имеет цвета – она бесцветная.

С этим признаком воды связан другой – прозрачность. Предложить детям в таз с водой бросить камешки. Спросить детей: всегда ли вода бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке, озере, луже? Обобщить: чистая вода – прозрачная; мутная и грязная – непрозрачная. У воды есть еще один признак: способность поверхности воды отражать окружающие предметы (рассмотреть отражения в воде).

Игры с песком. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным.

Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъем.

Но песок как строительный материал недолговечен. Дошкольники усваивают только первоначальные представления о свойствах песка: о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного.

Детей можно познакомить с еще одним свойством песка: влажный - тяжелее сухого. Для этого следует организовать игры с песком «Испечем куличи». Предложить детям насыпать в одинаковые по размеру ведерки сухой и влажный песок, сравнить какое ведерко тяжелее. Пусть дети сами попытаются объяснить, почему ведерко с влажным песком тяжелее, почему сухой песок легче влажного.

Целесообразно        поставить        перед        детьми        познавательную        задачу:

«Внимательно рассмотреть песок, найти как можно больше особенностей у песчинок» (разные по размеру, по цвету, по степени блеска).

Опыты с песком: «Куда исчезла вода?», «Фильтрация воды», «Через что быстрее пробегает вода?» (песок, глина).

Игры-эксперименты: «Песчаные бури» (что произойдет с песком и глиной, если дунуть в трубочку?), «Норка для мышки» (из чего нора крепче), «Помой сапожки» (от чего легче отмыть), «Следы на песке» (где остаются четкие следы

– на влажном песке или на сухом?).

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. – Мозаика –        Синтез, 2009.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - Мозаика – Синтез, 2014.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - Мозаика – Синтез, 2014.
  4. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – Пед.общ.России, 2007.
  5. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – Скрипторий, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таланты детей - на кончиках их пальцев

Вся жизнь ребёнка пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя....

Презентация по кружковой работе "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев"

Из опыта работы по художественно – эстетическому воспитанию кружка «Волшебная бумага»...

Консультация для воспитателей . «Таланты детей на кончиках их пальцев».

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, а...

Консультация для родителей и воспитателей "Таланты детей на кончиках пальцев"

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном возрасте? Также известно, что уровень развития ребенка зависит от степени сформированности движений...

«Таланты детей – на кончиках их пальцев»

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Сегодня мы с вами рассмотрим один из аспектов этой проблем...

Консультация для педагогов: «Таланты детей на кончиках пальцев»

Консультация для педагогов: «Таланты детей на кончиках пальцев»...

"Таланты детей на кончиках пальцев"

  Родители, которые уделяют  внимание упражнениям  по развитию мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: влияют на общее интеллектуальное развитие реб...