Таланты детей - на кончиках их пальцев
материал (средняя группа) по теме

Федорова Валентина Владимировна

Вся жизнь ребёнка пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedorova_v.v.1.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеёк» г.Шагонар

«Таланты детей - на кончиках их пальцев»

Воспитатель 1 категории

Фёдорова Валентина Владимировна

Вся жизнь ребенка пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, психолог и педагог В.В. Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства».

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результаты и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего детства.

Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведение закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

В своей работе я систематически использую различные инновационные технологи. Очень эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия.

Песок как материал для самовыражения впервые начал использовать психоаналитик Карл Юнг, заложивший основы песочной психотерапии.

Цель таких игр заключается в обеспечении психологического благополучия.

Песочные игры способствуют решению многих задач:

  1. Развитие познавательных способностей и здоровье ребенка.
  2. Развитие творческого воображения мышления.
  3. Развитие коммуникативных навыков.

Принципы игр на песке очень просты и незатейливы. Это создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено.

У нас в группе есть уголок для игр с песком.

Песок – один из самых многообещающих материалов для работы с детьми. Его интересно рассматривать в лупу. С его помощью можно наглядно показать, как бежит (течет) время.

Из влажного песка можно строить. На песке можно рисовать палочкой и пальцами.

Игры с песком очень интересны и разнообразны. Они являются обучающими, познавательными, проективными. Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр и проявляют творческую активность.

Дети, имеющие проблемы в развитии, быстро утомляются, когда сталкиваются со сложными заданиями. А  песок помогает дольше сохранять работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга.

Создавать узнаваемые образы с помощью песка трудно, но так как детям нравится пересыпать песок из руки в руку, из одной емкости в другую, такое занятие должно им нравиться. К тому же в песочных струйках, высыпающихся на плоскость, есть что-то завораживающее, успокаивающее, погружающее в себя. Магии песка поддаются даже возбудимые и гиперактивные дети.

Есть несколько вариантов рисования с детьми сухим песком.

Песок в кулечке

Ребенку дают кулечек с небольшим отверстием или маленькую воронку. Кулечек слегка наклоняют и наполняют песком. Затем ребенок меняет положение кулька ближе к вертикальному, позволяя песку высыпаться тонкой струйкой. Песок можно сыпать на зеркало или на картонку. Движения рукой позволяют создавать разные кривые линии.

Когда ребенок освоится и научится рисовать линии, можно усложнить задание. Педагог заранее рисует контурное изображение на картоне, ребенок пытается сыпать песок, повторяя линии. Чтобы замедлить бег песка, кулек нужно слегка наклонять, но при этом следить, не пересыпается ли песок через край.

Песок в кулачке

Так же можно рисовать без кулька, захватывая песок горстью. Так сложнее проводить точную линию, зато ощущение от песка усиливается.

Чтобы облегчить ребенку задачу, нужно обозначить рисунок толстым контуром.

Если перед тем, как сыпать песок, промазать контуры клеем, получится рельефная песчаная картина. Особенно эффектными получаются картины из цветного песка.

Можно рисовать цветным песком по пластилиновой основе. Тогда картинку можно дополнить мелкими камешками.

Рисуем всеми пальцами

Можно пойти совсем другим путем. Песок высыпается на гладкую поверхность, а художник водит по ней разными пальцами, оставляя линии. Чтобы нарисовать ветви, гнущиеся под ветром, в ход пускают четыре пальца руки. Круглое дупло в стволе можно сделать одним пальцем. А волнение на море изобразить, используя одновременно по четыре пальца на каждой руке.

Можно чередовать приемы: рисовать то горстью песка, высыпаемого из кулачка, то пальцами по поверхности.

Знакомство со свойством песка

Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и мокрым песком? (Копать, лепить, пересыпать).

На этом занятии ребенок раскрепощается довольно быстро, т.к. вид песочницы в помещении его удивляет и одновременно с тем радует. Ведь можно не только копать, но и поливать в свое удовольствие!

Отпечатки наших рук

На влажном песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т.п. Как правило, это занятие вызывает у ребенка огромный интерес. Сначала у него возникает желание потрогать отпечаток руки взрослого, а потом он позволяет прикасаться взрослому к своим отпечаткам и руке.

Стоит отметить, что не все дети могут так быстро пойти на тактильный контакт. В этом случае не стоит торопиться, а необходимо повторить это занятие несколько раз, предлагая ребенку разные украшения для ладошек, игру «Где ладошка?» (зарыть свою руку в песок и попросить найти ее или предложить ребенку спрятать свою ладошку, а взрослому потихоньку ее откапывать).

Волшебные секреты

Приготовить разноцветные камешки, неострые кусочки стекла, искусственные листья, цветочки и т.п. Если ребенок затрудняется или не решается начать игру (глаза блестят, а руки держит в кулачках), взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывая их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: «Вот какой красивый блестящий камешек. Нравиться? Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же мой секретик? Помоги мне его найти!»

Домики для животных

Ребенку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых он сам выбирает.

Во время игры взрослый перечисляет животных, называет их детенышей в единственном и множественном числе и т.п. Если ребенок еще напряжен, не следует очень увлекаться дидактикой, т.к. основная цель данных занятий – это коррекция эмоционально-волевой сферы.

«ПУСТЫНЯ»

Макет пустыни с разнообразными пустынными животными выполним в картонной коробке, на дно которой насыпан песок.

«НА ПЛЯЖЕ»

Макет морского пляжа создан в коробке с песком. В песок воткнуты яркие цветные «зонтики» для коктейля, напоминающие о пляжных зонтах от солнца, а рядом лежат пляжные коврики.

«ПЕСЧАНАЯ БУРЯ»

Банка с полиэтиленовой крышкой для проведения безопасных опытов. В крышке проделано отверстие, вставлен резиновый шланг. Через шланг можно создавать ветряные потоки в «пустыне», при этом песок не попадает в глаза ребенку.

«ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ»

Из половинки пластиковой бутылки и воронки можно сделать песочные часы, а также разрезанная пополам пластиковая бутылка, перевернутая верхняя часть которой в виде воронки вставляется в нижнюю.

Используемая литература:

  1. Дошкольная педагогика №1 2007г.
  2. Дошкольное образование №15 2010г.
  3. Дошкольная педагогика №5 2010г.
  4. Дошкольная педагогика №8 2009г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей . «Таланты детей на кончиках их пальцев».

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, а...

Консультация для родителей и воспитателей "Таланты детей на кончиках пальцев"

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном возрасте? Также известно, что уровень развития ребенка зависит от степени сформированности движений...

«Таланты детей – на кончиках их пальцев»

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Сегодня мы с вами рассмотрим один из аспектов этой проблем...

Консультация для педагогов: «Таланты детей на кончиках пальцев»

Консультация для педагогов: «Таланты детей на кончиках пальцев»...

«Таланты детей на кончиках пальцев»

Мелкая моторика детей дошкольного возраста...

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинс

Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...

"Таланты детей на кончиках пальцев"

  Родители, которые уделяют  внимание упражнениям  по развитию мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: влияют на общее интеллектуальное развитие реб...