Консультация "Читаем и обыгрываем сказки"
консультация

Лут Тамара Владимировна

Консультация "Читаем и обыгрываем сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaem_i_obygryvaem_skazki.docx944.61 КБ

Предварительный просмотр:

           Читаем и обыгрываем сказки

                 

russian_tales_1-151208.jpg

             

        (Консультация для родителей)

Для чего ребёнку нужна сказка? «Для того, чтобы создавать структуру своего интеллекта, устанавливать разного рода связи: «я и другие», «я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные»…Она – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребёнок черпает сведения о реальности, которой он ещё не знает, черты будущего, о котором ещё не умеет задумываться…» (Джанни Родари) .

Исследователи отмечают, что сказка вводит ребёнка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу.

А.М. Виноградова считает, что в момент слушания сказки у ребёнка активизируются механизмы, отвечающие за опережающее восприятие: додумывание и воображаемое дорисовывание образов и ситуаций; освоение приёмов фантазирования: оживления, увеличения- уменьшения, ускорения- замедления и т.д.

Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребёнка. Через сюжет сказки взрослый может показать ребёнку его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства. Приведём пример. Сказка Г.-Х. Андерсена, которую читают старшим дошкольникам, - «Гадкий утёнок». Если взрослые акцентируют основное внимание на противопоставлении образов обитателей птичьего двора и бедного, несчастного маленького утёнка, то фактически они транслируют беспомощность в восприятии собственных жизненных неурядиц. Но ведь у автора совсем иная цель, и её достижение мы видим в конце. Значит, главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, - не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.

   Как читать детям сказки

1. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребёнку, что это доставляет вам удовольствие.

2. В время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознаёт, что повествование обращено именно к нему, а нам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.

3. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

4.Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите далеко от содержания сказки.

5. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет слушать. Может быть, для взрослых скучновато, но для него- нет.

6. Читайте ребёнку каждый день, даже тогда, когда он научится это делать сам.

7. Незнакомую сказку прочитайте сначала сами, чтобы направить внимание сына(дочери) в нужное русло.

8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребёнком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, своё отношение к прочитанному.

Существуют несколько способов обыгрывания прослушанных сказок.

      Игра – рисование

Чем интенсивнее эмоциональное воздействие прослушанной сказки, тем интереснее и разнообразнее детские рисунки. Однако обилие впечатлений мешает дошкольнику сосредоточиться, поэтому сначала можно попросить его нарисовать любимого героя, затем спросить, что чувствует этот герой, и предложить передать в рисунке его мимику в конкретной ситуации. Однако по мимике можно судить только о настроении и чувствах персонажа сказки, но не о том, что их вызвало. Чтобы объяснить причину возникновения этих чувств, надо передать в рисунке отношения между персонажем и окружающими, которые, как правило, выражаются в динамике, движении.

Традиционно обучение детей изображению движения начинается в старшей группе. Взрослый должен подвести дошкольников к пониманию того, что изображение действия, позы героя помогает определить, к какому отрывку сказки относится рисунок.

Пока ребёнок творчески работает, педагог не только комментирует его действия, но и начинает с ним разговор от лица изображаемого персонажа.

Нарисованный персонаж может предложить ребёнку даже выйти за пределы сюжета и помочь исправить проблемную ситуацию, возникшую в его жизни после того, как сказка закончилась. Таким образом , рисуя продолжение сказки, ребёнок вовлекается в игру.

Если продолжением сказочного действия заинтересуется несколько детей, удобнее и интереснее рисовать на большом листе ватмана.

Игра-драматизация с изменением сюжета сказки

1. Содержание прочитанной сказки подвергается частичной переработке – насыщается новыми репликами персонажей, новыми диалогами. При этом используются следующие приемы:

  • дети рассматривают серию картинок-иллюстраций к сказке, затем придумывают новые реплики и диалоги к определённому эпизоду;
  • дети придумывают новые диалоги для нескольких персонажей (с опорой на иллюстрации);
  • дети придумывают новые диалоги для нескольких персонажей (с опорой на иллюстрации);
  • игра-драматизация (разыгрывание сюжета по ролям с использованием сочинённых диалогов);
  • дети объединяют в единый сюжет сказочные мотивы и рассказ по своим рисункам на заданную ранее тему (например, «Как мы встречали весну») или эпизоды из реальной жизни. Такое объединение развивает творческое воображение дошкольников, однако взрослый должен следить за тем, чтобы основу детского рассказа составляли действия и диалоги сказочных героев.

2. Можно сочинить новую сказку с использованием карт Проппа. На каждой карте изображены постоянные функции сказки: «предписание или запрет», «вредительство или запрет», «волшебные дары», «борьба», «наказание антигероя» и т. д. Дети вытягивают наугад одну из карт и разворачивают сюжет сказки в соответствии с указаниями.

3.Рассказывание сочинённой сказки самим автором с помощью пальчикового театра, микрофона или рамки, обозначающей экран телевизора.

            Дидактические игры

Такие игры проводятся как с группой детей, так и индивидуально. Приведём примеры некоторых игр.

1. Взрослый привлекает внимание детей (ребёнка) к какому-либо предмету, например к скамейке («Может быть, на этой скамейке сидели дел и баба?» или «Не с неё ли упало яичко?», к миске («Может быть, в этой миске замесили Колобок?), к зёрнышку («Из этого зёрнышка может вырасти репка?) и т.д. Спрашивает, из какой сказки названный предмет, и, выслушав ответы детей, читает эту сказку.

После чтения проводится беседа: « О ком говорится в сказке? Кто поступил хорошо (пожалел, помог, посочувствовал)? Кто поступил плохо (обманул, испугал)?» и т.д. Затем обыгрывается отрывок из сказки.

2.Предварительно на занятиях по аппликации и рисованию дети вместе с воспитателем изготавливают атрибуты (игровую карту и кубик).

Игровая карта (игровое поле) представляет собой серию картинок по сюжету сказки, обсуждая которые дети будут выкладывать на столе последовательность сказочных событий. Затем от начала сказки (первой картинки) до её конца (последней картинки) выкладывается извилистая дорожка. Она представляет собой цветные бумажные круги диаметром 3 см (для старших дошкольников) и 5 см (для младших дошкольников). Около каждой сюжетной картинки располагается примерно пять кругов – будущих шагов во время игры. Заранее подготавливается коробочка с силуэтами персонажей и символами препятствий (оловянный солдатик, волшебная ладонь, волшебная палочка и др.)

Передвижение персонажей по игровому полю происходит с помощью картонного кубика, на гранях которого изображены символы и цифры (от 1 до 6). Символы соответствуют типу вопросов, на которые должен ответить ребёнок, чтобы получить возможность передвигаться по игровому полю, а цифра обозначает количество шагов.

Цифра 1. (пиктограмма лица) – вопрос ребёнку: «Какое настроение было у героя?» Если играют несколько детей и они тоже выбрасывают эту цифру, то им задают аналогичные вопросы, но о других персонажах.

Цифра2. (изображение сердца) – вопросы ребёнку «Какой характер у этого героя? Почему ты так решил?» Можно усложнить вопросы: предложить ребёнку описать характер героя через отношение к нему других персонажей, например: «Почему дед и баба души не чаяли в Снегурочке? Какой она была? Как себя вела?»

Цифра 3. (изображение ладони) – ребёнок отвечает на вопросы, связанные с описанием причин поведения (действия или бездействия) персонажей: «Почему собака и медведь не могли помочь зайцу?», нравственного или безнравственного  поведения героя: «Почему он (она) так поступил(а)? Что он (она) чувствовал(а) и думал(а)?»

        

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Читаем и обыгрываем сказки

Консультация для родителей...

Мини-проект. Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка»

Мини-проект. Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка»...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...