Читаем и обыгрываем сказки
консультация (средняя группа) на тему

Подкорытова Вера Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaem_i_obygryvaem_skazki.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 Читаем  и  обыгрываем сказки

Подкорытова В.Н. воспитатель средней группы «Непоседы», МКДОУ детский сад «Солнышко», Каргатского района, Новосибирской области.

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но и загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве», - как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствует развитию воображения, а это почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего ученого, изобретателя, художника.

Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большое, что она «позволяет себе», - это намек на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Она способствует у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Для развития фантазии, по мнению исследователей, важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком, то, как она ему преподносится. В этом большую роль играют взрослые: педагоги, родители. Особенно важно видеть сказку со стороны, не только в кинофильме или театральной пьесе, но и самостоятельно проиграв ее, прожив ее сюжет.

 Как читать детям сказки

  1. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребёнку, что это доставляет вам удовольствие.
  2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
  3. Читайте не торопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее ,то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией  смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
  4. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите далеко от содержания сказки.
  5. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для взрослых скучновато, но для него – нет.
  6. Читайте ребёнку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.
  7. Незнакомую сказку прочитайте сначала сами, чтобы направить внимание сына (дочери) в нужное русло.
  8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребёнком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, своё отношение к прочитанному. Существует несколько способов обыгрывания прослушанных сказок.

Игра – рисование

                Чем интенсивнее эмоциональное воздействие прослушанной сказки, тем интереснее и разнообразнее детские рисунки. Однако обилие впечатлений мешает ребёнку сосредоточиться, поэтому сначала можно попросить его нарисовать любимого героя, затем спросить, что чувствует этот герой, и предложить передать в рисунке его мимику в конкретной ситуации. Чтобы объяснить причину этих чувств, надо передать в рисунке отношения между персонажем и окружающими, которые, как правило, выражаются в динамике, движении.

        Взрослый должен подвести ребёнка к пониманию того, что изображение действия, позы героя помогает определить, к какому отрывку сказки относится рисунок.  

        Пока ребёнок творчески работает, взрослый не только комментирует его действия, но и начинает с ним разговор от лица изображаемого персонажа. Например: «Похоже, это длинный нос Буратино. «Да! Да! Это я, только нос у меня коротковат. Митя, нарисуй его подлиннее, а то я не смогу им проткнуть старый холст в коморке папы Карло. Кстати, а где холст? Ну-ка живо нарисуй его». И т.п. Постепенно ребёнок тоже вовлекается в диалог.  

Дидактические игры

        1. Взрослый привлекает внимание ребёнка к какому- либо предмету, например к скамейке («Может быть, на этой скамейке сидели дед и баба?» или « Не с неё ли упало яичко?»), к миске («Может быть, в этой миске замесили Колобок?»), к зёрнышку («Из этого зёрнышка может вырасти репка?») и т.д.  Спрашивает,  из какой сказки названный предмет, и, выслушав ответ ребёнка, читает эту сказку.

        После чтения проводится короткая беседа: «О ком говорится в сказке? Кто поступил хорошо (пожалел, помог, посочувствовал)? Кто поступил плохо (обманул, испугал)?» И т.д. Затем обыгрывается отрывок из сказки.

Игра – драматизация с изменением сюжета

 сказки

         Содержание прочитанной сказки подвергается частичной обработке – насыщается новыми репликами персонажей, новыми диалогами. При этом используются следующие приемы:

  • Ребенок рассматривает серию картинок-иллюстраций к сказке, затем придумывает реплики и диалоги к определённому эпизоду;
  • Ребёнок придумывает новые реплики для какого-либо персонажа

(с опорой на иллюстрации);

  • Игра-драматизация (разыгрывание сюжета по ролям с использованием сочинённых диалогов);
  • Ребёнок объединяет в единый сюжет сказочные мотивы и рассказ по своим рисункам на заданную ранее тему (например, «Как мы встречали весну») или эпизоды из реальной жизни. Такое объединение развивает творческое воображение ребёнка, однако взрослый должен следить за тем, чтобы основу детского рассказа составляли действия и диалоги сказочных героев.

Рассказывание сочинённой сказки самим автором с помощью пальчикового театра, микрофона или рамки, обозначающей экран телевизора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...