Семинар-практикум"Играя с песком, развиваемся и растем"
консультация

Шипицына Ирина Викторовна

Познакомить родителей воспитанников с понятием песочная терапия, кинетическим песком и формами  работы с ним как в ДОУ, так и в домашних условиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Играя с песком, развиваемся и растем».

Форма проведения: Путешествие по песочной стране.

Цель: Познакомить родителей воспитанников с понятием песочная терапия, кинетическим песком и формами  работы с ним как в ДОУ так и в домашних условиях.

План проведения:

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Путешествие в песочную страну.

-Рассказ о песочной терапии, ее значении в жизни ребенка.

-Знакомство с кинетическим песком (игровые упражнения).

-Практическая деятельность (картинка из песка).

-Релаксация.

  1. Вручение буклетов «Картотека игр с песком для детей старшего дошкольного возраста.

Ход мероприятия

Добрый вечер, уважаемые родители! (слайд 1) Сегодня я вам предлагаю отправиться в одну очень интересную страну, а что это за страна вы узнаете, отгадав мою загадку(слайд 2):

Он очень нужен детворе, 

Он на дорожках во дворе, 

Он на стройке и на пляже 

И в стекле расплавлен даже.

Это песок – властелин песочной страны. И мы сегодня побываем в этой волшебной стране. Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

Звучит музыка. Все встают, берутся за руки, повторяют за педагогом слова:

Ты в ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!

 Ну, вот мы в песочной стране (слайд 3). Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и таинственный материал,  дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть разным (слайд 4). Каким? Сухим и легким,  тяжелым и влажным.  Он с легкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный, фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие такой простор для творчества и фантазии, как оказалось можно успешно использовать в терапевтических целях.

 (слайд 5)Создателем «Песочной терапии» стала ученица известного психоаналитика К. Г. ЮНГА  –Дора Калф. В основе песочной терапии лежит учение Юнга о том, что наше подсознание всегда стремится помочь нам справиться с  проблемами и болезнями, используя при этом подсказки-символы. Сегодня песочную терапию используют в своей практике многие психологи и психотерапевты, помогая тем самым расшифровать подсказки нашего подсознания.

 (слайд6)Песочная терапия – это прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов.

Где ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме – игре свои страхи, желания, сомнения, злость, волнения и мечты – представляет детям песочница(сладй7). Она является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека.  А выразив их вовне и посмотрев  на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решение для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии малыш неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его и создает новый, благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнениях. Это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит. Кроме того, сам песок обладает уникальным свойством заземлять отрицательные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны существенно  повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Изначально использовавшаяся прежде всего как игровая среда для детей, песочная терапия быстро стала методом, который можно применять в работе  даже со взрослыми.

Цель песочной терапии для детей:

  • - развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и     саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
  • - формирование у ребенка представления об окружающем мире.
  • - развитие общей и мелкой моторики.

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • -дети чувствуют себя более успешными.
  • - на занятиях весело, нет скуки и монотонности.
  • - страх и напряжение исчезают.

Решает проблемы у детей:

  • - агрессивное поведение
  • - трудности привыкания ребенка к новым условиям в связи со сменой жительства.
  • - специфические трудности и особенности воспитания ребенка.
  • - проблемы общения со сверстниками.
  • - вербальная агрессия
  • - патологические привычки –  грызение ногтей, сосание пальцев, закручивание волос.
  • - нарушение поведения, ухудшение здоровья у ребенка при поступлении в д\р.
  • - гиперактивность и нарушение концентрации внимания.
  • - тревожные состояния
  • - депрессивные состояния у детей.      

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания:

  • - уровень тревожности ребенка очень высок.
  • - есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы.
  • - есть кожные заболевания и порезы на руках.

Сегодня песочная терапия в России зарекомендовала себя как эффективный практический метод не только в психотерапии,  психологическом консультировании, но и в педагогике, и театральном искусстве.

В нашем детском саду метод песочной терапии так же начинает постепенно вводится в практику. В начале учебного года в нашей группе  появился с помощью собственных усилий стол для рисования и игр с песком. А сейчас в ДОУ приобретены заводские столы для рисования песком и кинетический песок, который очень удобно использовать в домашних условиях для занятия с ребенком. В нашей песочной стране тоже живет кинетический песок. Что ж, пришла пора поближе познакомиться с ним (раздается песок в специальных емкостях).

Что же такое кинетический песок?

  Это продукт швецкого производства, который  представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % связывающей его частицы между собой.

С чего начинается любое знакомство? Конечно, с приветствия различными способами. Мы будем  дотрагиваться до песка.

1. Упражнение «Здравствуй, песок! (слайд 8)

1. Предложить  дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно — «Здороваются пальчики».

2. «Ладошка здоровается с песочком» — дотронутся до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной.

3.«Ручки радуются песочку» — перетираем песок между пальцами, ладонями.

Основные преимущества кинетического песка

  • нетоксичен, не вызывает аллергии;
  • не поддерживает развитие микроорганизмов и практически не имеет запаха;
  • несмотря на наличие силиконового связующего, не липнет к рукам и одежде;
  • не высыхает, остается постоянно остается «влажным на ощупь»;
  • не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;
  • им  практически невозможно засорить глаза;
  • не боится воды, после просушки сохраняет прежние свойства.
  • в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон, и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выводится из организма естественным путем.
  • не требует специальных условий хранения.

2.Упражнение  «Необыкновенные следы» (слайд9)

В песочной стране, оказывается, есть еще жители, я то узнала по следам на нашем песке.

«Идут медвежата» —  кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» —  расслабленными или напряженными пальцами рук делать поверхность песка волнистой (в разных направлениях)

3.Упражнение. «Самая  высокая горка» (слайд10)

В песочной стране бывают песчаные бури, которые образуют песчаные горы.

Я предлагаю вам построить максимально высокую горку. Побеждает тот, кто построит самую высокую горку. Это упражнение вызывает интерес к песку. В результате данного упражнения происходит вынос наружу своих внутренних переживаний и воплощение их в песке.

У кого получилась самая высокая горка? (аплодисменты победителю)

Вы чувствуете, как меняется ваше настроение?

4. Упражнению  «Песочный дождь» (слайд11)

Что- то погода совсем испортилась в нашей стране. Посмотрите, пошел дождь.

Он может быть разной высоты: низкий, средний, высокий; разной силы: одиночными капельками или же быстрым ливнем.

Какие эмоции вызывает у вас это упражнение?

(радость, удивление, восхищение)

Эти же эмоции возникают у ваших детей, что  способствует развитию умения выражать свои чувства.

Это упражнение развивает мелкую моторику рук, регуляция мышечного напряжения и расслабления, снижение уровня тревожности.

5. Упражнение «Расписная тарелка».

Песчаная буря у некоторых  жителей страны разрушила домики и их посуду. Станем мастерами  и подарим тарелочки для обеда.

Я предлагаю вам сделать круг  толщиной в мизинчик. И красиво украсить свою тарелку только отпечатками руки, пальцев и ногтей.

Это упражнение развивает зрительно – моторную координацию, пространственное представление, фантазии, воображение, мелкую моторику руки, тактильную чувствительность.

Работа с песком всегда работает положительно на самооценку  не только ребенка, но и взрослого человека. Здесь, если даже вы не умеете рисовать, у вас все равно  получаются хорошие рисунки. Итак, посмотрим, что же у вас получилось? Жители песочной страны благодарят вас за подарок и приглашают вас в гости.

6. «Прятки» или  «Пальчиковые походы» (слайд12)

Для этой игры нам понадобятся мелкие игрушки (киндеры).

Игра проводится  в паре.    Предлагаем   посмотреть  на фигурки  подержать в руках и запомнить их. У этой игры  есть правила.  Играющие договариваются, что игрушки будут спрятаны внутри круга.  Один игрок  закрывает  глаза, другой прячет игрушки. Первый с закрытыми глазами  отправляется  в «пальчиковый поход» микро шагами  в  поиски  игрушек.

 Если играющий затрудняется можно подсказывать направление (вправо, вверх  и т.д.). Найдя игрушки, играющий на ощупь  угадывает её. Когда игрок нашёл все фигурки, играющие меняются ролями. Это простая игра позволяет сбросить балласт лишнего, а все нужное остается у нас.

В этом упражнении  проявляется исследовательский  интерес, развивается мелкая моторика руки,  тактильное ощущение,  пространственные представления, развитие умения выполнять действия по инструкции, развитие коммуникативных навыков, умение договариваться.

«Картинка из песка» (слайд13)

Сейчас  я  вам  покажу,  как  можно  очень  красиво  сделать  любую  понравившуюся  картину  используя    песок (родители работают под руководством воспитателя). 

  1. Взять  картон, карандаш,  клей, кисточку,  салфеточку  и  поднос  для  лишнего  песка.  
  2. Рисуем  карандашом картинку.
  3. Накладываем  по  рисунку  клей.
  4.  Посыпаем  на  клей  песок  любого  цвета.  Песок  приклеивается, а остатки, которые  не  приклеиваются,  ссыпаем  на  поднос.  

Какие  прекрасные  картинки  у  вас  получились.

«Прощание с песком»

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти  помог,

До свидания, песок

До свидания, дружок!

  1. Рефлексия. (Все участники становятся в круг).

Сегодня я  Вас познакомила  лишь  с несколькими играми и упражнениями, которые помогают,  играя развивать эмоционально – коммуникативную сферу  наших детей, способствуют  гармонизации взаимоотношений взрослых и детей.

        Для того, что бы узнать ваше отношение к работе мастер-класса,  предлагаю  игровое упражнение "Отвечай шагая".  Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь.

  • я построила самую высокую горку из песка;
  • у меня был самый интересный дождь;
  • я расписала тарелку самым  красивым узором;
  • моё  животное не отгадали;
  • я напрасно потратила свое время;
  • игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения;
  • у меня сейчас радостное настроение.

Песочная терапия сделала нас ближе друг другу.  Точно также она поможет Вам гармонизировать отношения в вашей семье. Детей песок притягивает как магнит, пробуждая их естественную тягу к игре. Свободно играя с песком и « строя свой собственный мир», ребенок легко выражает свои мысли и желания, мотивы и переживания. Это и является главным достоинством песочной терапии – мягко проявлять проблематику и творчески обучить новому поведению.

На самом деле неважно, что ты делаешь, а важно в каком состоянии. Это один из принципов арт – терапии.

Спасибо Вам за активное участие в мастер – классе.  До новых встреч!!!

                                                                                                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Он очень нужен детворе, Он на дорожке во дворе, Он на стройке и на пляже И в стекле расплавлен даже.

Слайд 5

Создатель песочной терапии Дора Калф

Слайд 8

Здравствуй, песок!

Слайд 9

Необыкновенные следы

Слайд 10

Высокая горка

Слайд 12

Пальчиковые походы

Слайд 13

Картинка из песка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Как правильно развивать и обогащать словарь ребёнка".

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В ...

Семинар-практикум для воспитателей "Рисуем песком"

Рисование песком - очень интересное занятие для детей любого возраста. На семинаре воспитатели обучались, как нужно создавать картины из песка....

Семинар-практикум "Пальчики играют - речь развивают"

Практикум для родителей и педагогов по практическому использованию игр и упражнений, предназначенных  для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей  младшего и среднего дошкол...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Развиваем ребенка вместе или полезные игры для подготовки к школе"

Цель:Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников....