Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет
материал

Шайхуллина Айсылу Рашитовна

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_k_usloviyam_dou.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности адаптационного периода»

Твердо убежден, что есть качества души,

                                         без которых человек не может стать

 настоящим воспитателем, и среди этих

качеств  на первом  месте – умение

проникнуть в  духовный мир ребенка.     

Сухомлинский В.А.

Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.

-Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие непрестанно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, долго не могут освоиться в группе, не вступают в контакт с воспитателем, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?

-Причины могут быть самыми разными: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. 

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к детскому саду, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Различают три степени адаптационного периода:

  • Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений, вес без изменений.
  • Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются в 30-му дню пребывания в детском саду, нервно-психическое развитие несколько замедляется. Заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
  • Тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от 2-х до 6-ти месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней, замедляются рост и прибавка в весе.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Рекомендации родителям

по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет по ФГОС:

  1. Формировать привычку (сначало под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
  2. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
  3. Формировать умение во время еды правильно держать ложку, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу.
  4. Приучать говорить "спасибо".

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы, и, конечно же, личный пример взрослых.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

- рационально организованная обстановка,

- четкий режим дня,

- руководство взрослых.

Четкое выполнение режима дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Чистоплотность – это один из необходимых навыков культурного человека. Начиная с раннего возраста, ребенка нужно приучать мыть руки и насухо вытирать их полотенцем, аккуратно и бережно обращаться со своими вещами, одеждой. Ребенку отводят постоянное место для хранения одежды. Ему нужно показывать, объясняя все действия, как надо складывать свои вещи и для чего это делается.

Соблюдение правильных навыков во время еды крайне важно для здоровья детей, для воспитания у них общей культуры поведения. Дети должны есть в определенное время, сидеть за столом прямо, а не бегать с куском хлеба. Неупорядоченная еда вредна для здоровья - это влияет на пищеварение, ослабляет аппетит.

Для воспитания культурных привычек еды очень важна правильная сервировка стола. Красивый вид стола вызывает аппетит и положительно влияет на усвоение культурных привычек. Детей надо приучать пользоваться салфеткой. Во время приема пищи дети не должны разговаривать. Надо категорически запрещать детям брать в рот предметы с пола, пить с общей кружки, есть немытые овощи и фрукты.

Для маленького ребенка важное значение имеет пример близких ему людей. Культурные привычки отца и матери – это образец для подражания. Поэтому потребности в чистоте и порядке у детей могут воспитывать лишь те родители, которые сами придают этому большое внимание и лично выполняют правила гигиены.

        При воспитании привычек бывает ряд затруднений. Медлительность не должна пугать родителей. Это зависит от особенностей нервной системы ребёнка. Дети все усваивают медленно, но прочно. К этим детям надо относиться с большим терпением, необходимо часто подбадривать, вовремя похвалить.

        Бывают случаи, когда дети относятся отрицательно к гигиеническим процедурам. Необходимо сформировать положительные отношения к санитарным мероприятиям. Например, ребенку, который не любит умываться, предложить вымыть в теплой воде куклу. Это поможет вызвать желание обращаться с мылом и водой.

        Родители должны объяснять, зачем мыть руки перед едой, после общения с животными, прогулки, пользования туалетом. Например, перед мытьем рук можно дать малышу мыло в красивой обертке, предложив развернуть его, понюхать, сказать малышу: "Какое гладкое мыло! Какое душистое! Понюхай, как оно вкусно пахнет. Наверно, оно хорошо пениться. Давай проверим!" А после мытья можно вместе с малышом рассмотреть его ручки, отметив какие они чистые и красивые.

        Детям будет интересен рассказ о вредных микробах, которые живут, например, на улице и могут попасть на руки ребенка, и о том, как можно быстро избавиться от них, вымыв руки. Чтобы понятно объяснить малышу, что такое микробы, можно нарисовать их и рассказать о них, используя сказочные сюжеты. Изобразите на листе бумаги не только "страшных микробов", но и "рыцарей", которые с ними борются – мыло, воду, шампунь. Знакомя кроху с подобными терминами, избегайте запугивания, жизненных историй с плохим финалом. Не говорите малышу: "Не будешь мыть руки – будет болеть живот!" Назидание, приведение нелицеприятных примеров начисто лишает ребенка интереса ребенка к гигиеническим мероприятиям. Обучая малыша гигиеническим навыкам, лучше всего основываться на ощущениях, которые может испытывать ребенок: приятном запахе, ощущении чистоты, полезности для здоровья и самочувствия.        Для формирования необходимых навыков большое значение имеют атрибуты гигиены: зубная щетка малыша и зубная паста, пена для ванны, шампунь и даже мыло в мыльнице. Пусть все эти средства имеют детскую направленность: яркий цвет, необычную форму, разные дополнения, привлекающие внимание малыша. У ребенка может быть индивидуальное полотенце яркой расцветки с забавными рисунками, чтобы кроха мог безошибочно отличить его от личных вещей других членов семьи. Желательно, чтобы все вещи малыша имели в ванной постоянное место и были доступны для пользования.

        В закреплении культурно – гигиенических навыков помогут интересные рассказы, стихи, картинки. Например, перед умыванием прочтите малышу потешку:

- Знаем, знаем, да, да, да!

- Где ты прячешься, вода!

- Выходи, водица,-

- Мы пришли умыться!

- Ай, лад, лады, лады,

- Не боимся мы воды,

- Чисто умываемся.

- Друг другу улыбаемся и т.д.

        Взрослым приходится терпеливо и упорно добиваться от детей выполнения установленных правил. Нужна большая настойчивость и согласованность между всеми членами семьи.

Терпения вам и любви к детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...

Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста».

Проект  «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»....

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

«Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет»

laquo;Рекомендации родителямпо воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет»...

Рекомендации для родителей "Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание культурно - гигиенических навыков - это необходимое условие для здорового образа жизни, которые формируются с раннего детства....