Рекомендации для родителей "Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Владимирова Ирина Витальевна

Воспитание культурно - гигиенических навыков - это необходимое условие для здорового образа жизни, которые формируются с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn.docx818.12 КБ

Предварительный просмотр:

https://www.pngkit.com/png/full/326-3262054_picture-frames-drawing-yellow-rectangle-color-frame-colour.png

Рекомендации для родителей:

«Воспитание

культурно-гигиенических

навыков в младшем

дошкольном возрасте»

https://www.bookvoed.ru/files/1836/11/97/74/29.jpeg

 Составил воспитатель

Владимирова И.В.

ГБДОУ детский сад 8

       Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс откладывать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

       Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - самообслуживание. Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми составляющими навыка вводить новые, более сложные. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения.

       По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия с взрослым, а потом самостоятельно. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.

       Следующее условие - единство требований со стороны взрослых. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

        Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

                                   Малыш за столом

      Прием пищи - сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялась. Далее умение будет оттачиваться. Важно обеспечить https://stopautism.ru/wp-content/uploads/2015/12/20218_441799172669623_8281657730044943883_n.jpg

Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к приему пищи, старайтесь соблюдать

некоторые правила:

- Не делайте за столом замечаний, не упрекайте малыша за разлитый сок или испачканную одежду, а наоборот, покажите ему, как выполнить действие, хвалите малыша за то, что он правильно взял ложку, аккуратно и хорошо поел и т. д.

- Обстановка за столом должна быть дружелюбная и спокойная, поэтому не рассказывайте страшных историй, не обсуждайте свои проблемы, не ссорьтесь между собой.

- Чтобы не ругать малыша за плохой аппетит, кладите небольшие порции еды, чтобы он мог действительно всё съесть. Лучше положить ребенку добавки, если он не наелся, тем более, это повод

ещё раз его похвалить.

 - Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу, бумажные салфетки в салфетницах, красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.

Кроме этого необходимо формировать у детей и другие полезные навыки:

- Правильно держать ложку (правая или левая рука);

- Не крошить хлеб;

- Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- Пользоваться салфеткой;

- Благодарить.

На помощь родителям придёт и литература. Можно найти много потешек, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

Например:

          А у нас есть ложки                                           Вытирай салфеткой рот

          волшебные немножко.                                     И не капай на живот.

          Вот – тарелка, вот –еда,

          не осталось и следа.

Малыш умываетсяhttps://poteshkatoy.ru/uploads/s/u/s/c/uscin1p8sxih/img/full_0que3qil.jpg

    Научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем — дело не из простых. Обучение умыванию надо проводить на собственном примере. Показ — самое понятное объяснение для малыша. Необходимо, чтобы ребенок усвоил последовательность умывания:

-засучить рукава;

- аккуратно открыть кран сначала с холодной водой, потом постепенно открыть кран с горячей водой.

Для детей это достаточно трудное действие, поэтому в первое время воду для

умывания настраивает взрослый.

- взять мыло, намочить его под струёй воды, тщательно намылить руки;

-тереть руки со всех сторон до образования пены прямыми и круговыми движениями.

-промыть руки под водой;

-чистыми руками помыть лицо, наклонившись над раковиной;

-отжать руки над раковиной, сложив их замочком. Это надо делать, чтобы вода не капала на пол.

-выключить воду;

-вытереть руки полотенцем досуха.

        Для создания интереса у детей используются стихи, загадки. Например:

Водичка, водичка,                                                     Руки надо чисто мыть

умой моё личико!                                                      Рукава нельзя мочить,

Чтобы глазки блестели,                                            Кто рукавчик не засучит,

чтобы щёчки краснели,                                            Тот водички не получит.

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок!

 

  Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгоритм умывания. Также можно проводить игровые упражнения: «Катя умывается», «Помоем медвежонку лапы» и т. д.

Малыш одевается и раздевается

     В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить:

- самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду;

- оказывать помощь друг другу;

- пользоваться расчёской, знать свою расчёску и место, где она лежит;

- показать назначение расчёски и формировать навык её использования;

- учить спокойно относиться к процедуре причёсывания;

- позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания (Я сам);

- исключить возможность пользования чужой расчёской.

https://clipartcraft.com/images/nose-clipart-boy-7.png

Малыш и носовой платок

       Некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. А ведь это тоже одно из важных умений, которым детям необходимо научиться. Для этого тоже нужна помощь взрослого.

Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.

Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям!

       Ребенка надо приучать самостоятельно доставать платочек из кармана рубашки, платья, верхней одежды, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман. Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.

      Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.

      Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться. Поэтому так важно придерживаться одинаковых требований к навыкам гигиены и самообслуживания в детском саду и дома, действовать совместно на благо ребенка.

https://cdn.culture.ru/c/462179.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) по ФГОС -воспитателя II младшей группы Мишиной Т.А.. ________________________________________

Пояснительная запискаКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не тольк...

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»...

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ С СОПРОВОДИТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ. Родительское собрание во II младшей группе «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Сопроводительный текст к презентации На сегодняшнем родительском собрании мы с вами поговорим о формировании культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраст...

План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

План по самообразованиюТема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» Актуальность: Д...