Сюжетно-ролевые игры для дошкольников
консультация

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – это особый и очень важный вид игровой деятельности дошкольников. Именно с трёх лет сюжетно-ролевые игры становятся для дошкольников ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребёнка; происходит развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения и т.д.), а также закладываются предпосылки для развития других видов деятельности ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye_igry_dlya_doshkolnikov.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников

 Как уже говорилось ранее, всё развитие ребёнка проходит в игре .

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – это особый и очень важный вид игровой деятельности дошкольников. Именно с трёх лет сюжетно-ролевые игры становятся для дошкольников ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребёнка; происходит развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения и т.д.), а также закладываются предпосылки для развития других видов деятельности ребёнка.

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – это такой вид детской деятельности, при котором ребёнок воображает ситуацию, придумывает сюжет и выполняет роль.

Особенности сюжетно-ролевой игры детей:

1.    В основе игры лежит мнимая воображаемая ситуация. Играя и выполняя игровые роли, дети постоянно фантазируют, они воображают такие ситуации, в которых не оказались бы в реальной жизни. Например, выполняя роль врача, ребёнок может делать операцию кукле используя при этом вместо скальпеля карандаш. Или малыш может отправиться в открытый космос, построив из стульев ракету, или поехать к морю на поезде, который соорудит из дивана и т.д. В общем, сюжетно-ролевая игра для дошкольника – это просто огромное поле для детской фантазии.

2.    В сюжетно-ролевой игре дети проявляют наибольшую самостоятельность. Дошкольники самостоятельно придумывают сюжет игры, самостоятельно подбирают предметы – атрибуты для игры, придумывают игровых персонажей, распределяют роли и выполняют игровые действия.

3.    В игре дети воплощают свой взгляд к разыгрываемой ситуации. Как правило, дети придумывают игру по сюжету, который вызвал у ребёнка определённые эмоциональные впечатления. Например, моя племянница, которой было 3 годика, перекрестила дома всех кукол после того, как сама прошла обряд крещения. Она ещё потом долго играла в церковь – настолько сильные впечатления вызвало у неё это событие.

4.    Сюжетно-ролевая игра дошкольников всегда носит творческий характер. Творчество детей в сюжетно-ролевой игре проявляется во всём – с момента выбора сюжета для игры до разыгрывания роли в этой игре. Иногда дети даже самостоятельно готовят атрибуты для своих игр. Они могут что-то нарисовать, слепить или просто смастерить из подручных материалов. Вы только посмотрите, дети в обычных окружающих нас вещах видят необычные предметы, которые можно использовать в игре. Например, обычный диван может быть поездом, или кресло – ракетой, или несколько стульев – огромным кораблём для морского путешествия, фантазия и креативность ребёнка здесь неограниченны. Кроме этого, творчество ребёнка в игре проявляется и в подборе предметов-заместителей для игры. Например, из обычных кубиков можно сделать пирожные для празднования дня рождения, или тот же кубик может выполнять роль мыла, или они могут выступать в роли панели управления в космическом корабле и т.д.

5.    Игра эмоционально насыщена. Играя, ребёнок испытывает и проявляет множество эмоций. Дошкольника в игре можно даже сравнить с актёром на сцене – он живёт той ролью, которую взял на себя.

Компоненты сюжетно-ролевой игры дошкольников:

  • Сговор детей на игру – это компонент сюжетно-ролевой игры, который заключается в совместном согласовании детей на совместную игру. Как правило, среди группы детей находится инициатор игры или лидер, который предложит остальным детям поиграть в какую-нибудь игру. Иногда у детей применяются так называемые «зазывалочки» (например, «Собирайся народ – кто в «Магазин» играть пойдёт!!!»). После того, как все желающие собраны, обговариваются место игры, действия, подбираются атрибуты, распределяются роли. Если в сюжетно-ролевую игру ребёнок играет со взрослым, то происходит почти то же самое, только инициатором игры скорее всего будет выступать взрослый, хотя это не обязательно, т.к. сюжетно-ролевая игра – это всё же самостоятельная деятельность детей.
  • Сюжет игры – это сфера детской деятельности, в которой ребёнок отражает определённые действия через игровую ситуацию.

Выделяется виды сюжетов в сюжетно-ролевой игре дошкольников

1)    Бытовой сюжет игры («Семья»)

2)    Производственные сюжеты игры («Магазин», «Больница»)

3)    Общественные сюжеты игры («Праздник»)

Любой вид сюжетов детской игры претерпевает изменения в связи с развитием общества и всегда отражает социальную ситуацию, общественный строй, которые сложились в обществе окружающем ребёнка.

  • Содержание сюжетно-ролевой игры – это воспроизведение отношений, ситуаций и деятельности, осуществляемые ребёнком. У детей разного возраста разное содержание детской игры. Дети младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) имеют достаточно маленький жизненный опыт и их содержание игры достаточно примитивно. В основном дети этого возраста просто выполняют действия с предметами. Сюжет игры может развиваться благодаря действиям взрослого. Поэтому, почаще играйте со своим ребёнком, показывая ему новые действия. В среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) представления об окружающем мире становятся шире и уже можно наблюдать комбинированную игру. В комбинированной детской игре взрослый почти не оказывает влияния на развитие сюжета игры, большую роль играют внешние события, которые произошли с ребёнком. Поэтому важно насытить жизнь ребёнка интересными событиями (чаще гулять с ребёнком, ходить в театры, на выставки, в походы и т.д.), тогда содержание детской игры будет богатым и насыщенным. В старшем дошкольном возрасте (6 – 7 лет) дети испытываю интерес только к определённым сюжетам. Неинтересные и скучные моменты игры дети как бы «вырезают» из содержания со словами «А давай, как будто мы уже…» — это так называемая усечённая игра. Видно, что содержание детской игры имеет усложнение и развитие, т.к. на первом этапе (в младшем дошкольном возрасте) игра проходит у детей по схеме «человек -> предмет»; на втором этапе (в среднем дошкольном возрасте) игра превратилась в позицию «человек <-> человек», а на третьем этапе (в старшем дошкольном возрасте) дети действуют по схеме «замена предметов или их замещение».
  • Роль в игре – это игровая позиция ребёнка. Можно выделить некоторые особенности роли в детской игре:

— игровая роль содержит определённые правила поведения в игре;

— роль в детской игре показывает образец действий;

— игровая роль озвучивает игрушку, с которой действует ребёнок;

— роль в игре развивается с возрастом детей.

         Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – очень важный вид деятельности и не стоит игнорировать его или ругать ребёнка за беспорядок. Этот вид детской деятельности не менее важен для дошкольников, как например, изобразительная деятельность или занятия по математике или развитию речи. Уделяйте сюжетно-ролевой игре должное внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника.

Психологами доказано, что именно дошкольное образование часто играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка, именно в семейном воспитании, в домашней обстановке закладывается основа основ человеч...

Развитие сюжетно-ролевых игр у младших дошкольников

об сюжетно-ролевых играх младших дошкольников...

Развитие коммуникативных способностей в процессе сюжетно-ролевых игр у младших дошкольников

В данной статье рассказывается о значении развития коммуникативных способностей у младших дошкольников. Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития коммуникативных способностей, описывае...

Использование сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника.

Общеизвестно, что игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение дошкольников, их отношение к жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....