Тренинг для родителей "Развитие ребенка в игре"
методическая разработка

Оськина Ольга Евгеньевна

Тренинг для родителей воспитанников на тему "Развитие ребенка в игре". Тренинг помогает разобраться в возможностях детских игр, оценить ее важность.Специальных знаний для подготовки и проведения не требуется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Развитие ребенка в игре»

  1. Психогимнастическое упражнение на установление контакта в начале взаимодействия. «Те, кто…»

Участники располагаются по кругу.

Инструкция:  У нас есть возможность узнать друг друга получше. Сделаем это так: я буду предлагать сделать шаг по направлению к центру круга тем, кто посчитает , что мое высказывание имеет к нему отношение. Например: «Сделайте шаг те, кто до сих пор хранит свои детские игрушки» и пр.

Все высказывания в определенной мере характеризуют отношения участников к игрушкам и играм.

Около 3 минут.

  1. Упражнение, направленное на содержательную сторону работы

Участники рассаживаются  по кругу.

Инструкция: Все мы когда-то были маленькими. И сейчас у нас есть отличная возможность оглянутся в детство и вспомнить те игры, играть в которые нам доставляло большую радость. У вас есть несколько минут на воспоминания, а после предлагаю поделиться своими воспоминаниями.

Участники по очереди высказываются, тренер записывает названия игр на листе.

10-15 минут

  1. Упражнение, направленное на содержательную сторону работы.

А)Инструкция: Тренер просит участников вспомнить и перечислить области развития ребенка. Очередность ответов не оговаривается.

Тренер записывает ответы. Получается приблизительно следующая картина:

Физическое развитие

Творческое

Эмоциональное

Речевое

Социальное

Познавательное

2 минуты

Б) Инструкция: Тренер предлагает распределить уже написанные игры по областям развития. Обычно участники с энтузиазмом принимаются за работу, но быстро приходят к выводу, что практически каждая игра может быть отнесена ко всем областям развития. Что, в целом и является целью упражнения.

5 минут

  1. Индивидуальная работа с раздаточным материалом.

Участники получают материал по теме «Виды и формы игровой деятельности дошкольника» (2 страницы  «текста с пробелами»). Участники знакомятся с материалом, дополняя его пропущенными определениями, приводя примеры.

По окончании работы с материалом, желающие участники зачитывают текст с дополнениями.

7-8 минут

  1. Творческие мастерские.

 Участники распределяются по группам по 4-6 человек. Группы занимают места вокруг столов. Каждая группа получает коробку с материалом для творчество, в который входят: упаковочная бумага, клей, ленты, бутылочки и баночки из-под молочных продуктов, кусочки ткани, пуговицы, крышки, шишки и пр.

Инструкция: Перед вами целая коробка вещей, которые вполне можно назвать мусором. Это можно было бы выбросить, но мы решили предложить вам придумать как можно поиграть со всем этим. У вас есть целых 15 минут на то, чтобы играть. Вместе или парами, а может и  по одному.А после игры поделимся впечатлениями.

15 минут на работу + по 3 минуты для каждой группы на презентацию

  1. Видеоматериал. К просмотру предлагается видеофильм, где детям 5-летнего возраста предложен тот же самый материал для творчества. Рассматривая материал, дети высказывают идеи о том, что можно было бы сделать из всего предоставленного.

5 минут

  1. Тренинговые упражнения, направленные на повышение профессиональной компетентности и компетентности в общении.

Участники распределены по группам по 4-6 человек. Каждая группа получает задание: необходимо проконсультировать родителей на заданную тему. Дается время на обсуждение в группах. По итогам представителям от групп предлагается разыграть ситуацию общения с родителями.

Примеры тем для обсуждения:

- Я не могу покупать своему сыну дорогие игрушки. Сейчас такой выбор ярких игрушек, музыкальные, электронные. А у нас самые простые: кубики, пирамидки. Я опасаюсь, что мой ребенок будет отставать в развитии от тех детей, которые имеют возможность играть в современные игрушки.

-Каждый вечер я стараюсь читать своей дочке  книги. Но она совсем не любит слушать!  Я ее на диван сажаю, а она сползает на пол, отвлекается, может вообще в игрушки начать играть. Как же мне быть?

- У меня две дочери. Когда они играют, то старшая распределяет роли так, что она всегда ребенок, а младшую заставляет быть  мамой. Ей четыре года, она тоже дочкой быть хочет. А старшая капризничает, просит ее в игре кормить, даже пеленать. А ведь ей уже 8 лет. Странно как-то получается.

7 минут на подготовку и по 4-5 минут на разыгрывание ситуаций на каждую группу

  1. Неделя игры в детском саду (из опыта работы НОУ «Росинка»).

+ раздаточный материал – карты наблюдений за активностью детей в сюжетно-ролевых играх

5 минут

  1. Подведение итогов, обратная связь.

Ведущий предлагает участникам выразить свои впечатления от тренинга в форме символа или 1-2 слов, нарисовать или записать это на клеющихся листочках и разместить на доске для всеобщего ознакомления.

5 минут

Общая продолжительность около 1,5 часа

Эссе по проблеме «Игра в жизни ребенка-дошкольника»

Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Благодаря ей  в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются важные качества. Выготский Л.С. подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры, которая  заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим подчинениям правилам игры.  

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Игра занимает значительное место в системе воспитания дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры делают жизнь ребенка содержательной, полной, создают уверенность в себе.

В ходе своего тренинга мы касаемся разных видов игр. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Единство и взаимодействие, в свою очередь, проявляются по-разному в разных видах игр. По выражению Рубинштейна С.Л., «в игре, как в фокусе, собираются, в  ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».

Для воспитателя игра нередко служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С помощью игры решаются основные воспитательные задачи. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

При этом важно отметить, что наблюдение за ребенком во время игры отличная возможность  для диагностики.

Дети играют, потому что это доставляет им удовольствие. Несомненно, игра является прерогативой детей. Но для того чтобы игра стала разнообразной, полноценной, развернутой необходимо тактичное руководство взрослых.  Задачи педагогов в том, чтобы возбудить инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

«А играть когда будем?». Как часто мы слышим этот вопрос, обращенный к воспитателям, педагогам, родителям! Мы призываем отвечать детям  «Играть будем всегда!»

Мы постараемся показать вам, что игра пронизывает каждый момент жизни ребенка. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Значит, нам надо использовать этот факт в своих педагогических интересах. Правильное сопровождение  поможет вам воспитывать, развивать и обучать детей играя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающий семинар для родителей с элементами тренинга "Внимание: гиперактивный ребенок!"

·        помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком...

Родительское собрание с элементами тренинга "Психологические особенности ребенка 4-5 лет.Сплочение родительского коллектива".

Данный материал может быть интересен воспитателям и психологам ДОУ для успещной работы с детьми и родителями средней группы....

Семинар с элементами тренинга «Внимание! Гиперактивный ребенок» презентация

ull;- помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком;•- обучить эффективным способам взаимодействия с ним.•- научить родителей приемам развития внимания, контроля над ак...

Психологический тренинг для бабушек и дедушек "Игры в которые мы играли"

Тренинг для бабушек и дедушек "Игры в которые мы играли"Целью данного тренинга является создание условий для установления позитивного взаимодействия старшего поколения с младшим, осознание р...

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....