Игра в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.
статья (средняя группа)

Черепанова Елена Станиславовна

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. В статье предлагаются дидактические игры, способствующие развитию артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя речи, связной речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Слайд 2

Игра – ведущий вид деятельности Игра позволяет накапливать знания, осваивать родной язык, учиться общению, развивать мышление и воображение. Игра создаёт эмоционально благоприятную ситуацию для общения. В игре даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Игра – это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь.

Слайд 3

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку». Джанни Родари

Слайд 4

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Слайд 5

Высокий уровень речевого развития Дети к концу средней группы инициативны в разговоре, отвечают на все вопросы, задают встречные. Проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Все звуки произносят чисто, пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывают рассказы и сказки, с помощью взрослого составляют описательные рассказы, сочиняют загадки. Проявляют интерес к языку, самостоятельно производят звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием модели и схемы, различают гласные и согласные, твердые и мягкие звуки.

Слайд 6

Речевые игры подготовят артикуляционный аппарат детей к произношению «трудных звуков» , научат звуковому анализу, активизируют словарь, будут способствовать развитию грамматически правильной речи, позволят овладеть не только диалогической , но и монологической речью.

Слайд 7

Артикуляционные игры «Необыкновенный дом» Ротик – дом у Язычка. Открывается слегка. А потом открылся шире. Язычок в своей квартире. Стены домика видны. Щёки с каждой стороны. Могут стены раздуваться, будет больше дом казаться. Потолок вверху, внутри. Это нёбо, посмотри. Открываем шире дом, Видно сразу нёбо в нём. Двери в доме – это губы, А вторые двери – зубы. Губы любят улыбаться, Зубы могут показаться. Игра «Считалочки» Раз – открыли мы окошко. Два- лакает сливки кошка. Три – кот спинку выгибает. На четыре – отдыхает. Пять – качели: вниз и вверх. Шесть – «болтаем» лучше всех. Семь – катушку закрутили. Восемь – нёбо «побелили». Девять – лошадь в поле мчится. Десять – спать пора ложиться.

Слайд 8

Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза «Поём гласные звуки» Гласному легко живётся: Голосок свободно льётся. Звуки гласные мы знаем, Гласных – 6, запоминаем, Нет во рту у них преграды. Дети их пропеть все рады. А – открыть рот широко, гласный звук попеть легко. У – мы гласный не забыли, губы в трубочку сложили. О – овалом ротик сделай, гласный звук поём мы смело. И – скорее улыбнись; звук, как ниточка, тянись. Ы – ты гласный звук пропой, улыбнись и рот открой. Э – пошире рот открой, улыбнись и звук пропой. «Сказочные герои» Выполним просьбы героев. Незнайка: Назовите мне слова – в начале слова гласный – А. Буратино: Слов придумать не могу – в начале слова гласный – У. Вини-Пух: Вспомнить слово не легко – в начале слова гласный – О. Карлсон: Слово быстро назови, в начале слова гласный – И. Чиполлино: не в середине, не в конце, в начале слова гласный – Э. «Сколько гласных в слове» Игра научит выделять все гласные звуки в слове. Но лучше начать со слов с одним гласным (бок, сам, дым). Гласные в словах произносятся протяжно. Сколько гласных звуков в слове? Вы назвать мне их готовы?

Слайд 9

«Скажем слово по слогам» Игра научит делить слова на слоги. Слова делятся на части – слоги. Слогов в слове столько же, сколько гласных звуков. Хлопай тут И хлопай там Скажем слово по слогам. Ру-ка «Собери корзинки» Игра познакомит с понятием «согласный звук», научит различать гласные и согласные звуки. Гласному легко живётся: Голосок свободно льётся. У согласного в пути Много кочек впереди: Губы, зубы и язык. Он к препятствиям привык. А теперь я назову звук, а вы повторите его и если он гласный, то вы положите грибок в первую корзинку, если согласный – во вторую.

Слайд 10

Игры для развития словаря «Раз, два, три, четыре, пять». Научит употреблять обобщающие понятия и укрепит мелкие мышцы кистей рук. Раз, два, три, четыре, пять. Нам посуду надо знать: Чашка, сахарница, ложка, Сковородка, поварёшка. Загибать и разгибать пальцы в кулак. Одним из вариантов такой игры может быть игра из нашего детства «Я знаю пять названий животных…» , которая проводится с мячом. «Кто больше?» Передавайте картинку лисы и отвечайте на следующий вопрос. На ком цепочка ответов прервётся, тот проиграл. - Скажи, что может делать лиса? (крадется, охотится, ловит, ест, виляет хвостом, …) - Лиса какая? (рыжая, хитрая, хищная, ловкая, …) «Скажи какой?» Суп из рыбы? (рыбный) Платок для носа? (носовой) Ежик в лесу? (колючий) Сок из апельсина? (апельсиновый) Щётка для обуви? (обувная) Дом из кирпичей? (кирпичный) «Часть – целое» Необходимо угадать часть предмета или конструкции. Например, Руль – машина, автобус… Крыша – … Страница – … Хвост – … Дупло – … Можно поиграть, переходя от общего к частному. Вы говорите предмет, а ребёнок его части. Машина – руль, колесо, … Дом – … Дерево – Книга – … Пальто – …

Слайд 11

Игры для развития грамматического строя речи «Где ключ?» Игра способствует ориентировке в пространстве и правильному употреблению предлогов (в, из, за, над, под), наречий (спереди, сзади, справа, слева). Взрослый прячет ключ – ребенок ищет и называет его местонахождение (под стулом, за спиной, …) «Один – много» И гра учит правильно употреблять слова во множественном числе кукла - куклы

Слайд 12

Игры на развитие связной речи «Радио» Взрослый описывает предмет или человека, а ребенок пытается угадать о чём (о ком) говорится. - Внимание, внимание, потерялась девочка. У неё светлые волосы, голубые глаза, красное платье, белые носочки, она любит рисовать кукол. - Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко). - Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож). Игра учит описывать предметы. «Мой репортаж» Предложите ребёнку составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. «Семейное ток-шоу» Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

Слайд 13

Использование речевых игр в домашних условиях помогут вашему ребенку овладеть высоким уровнем речевого развития. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно, используя для этого любую возможность, например по дороге из детского сада.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Игры в развитии речи детей среднего дошкольного возраста 

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.  Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре, так как это наиболее близкая детской природе деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического, личностного и речевого развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
 Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей среднего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то  дети к концу средней группы инициативны в разговоре, отвечают на все вопросы, задают встречные. Проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Все звуки произносят чисто, пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывают рассказы и сказки, с помощью взрослого составляют описательные рассказы, сочиняют загадки. Проявляют интерес к языку, самостоятельно производят звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием модели и схемы, различают гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. К этому мы должны стремиться в течение этого учебного года. Добиться высоких результатов при минимальных затратах на подготовку нам помогут речевые игры, которые естественным образом подготовят артикуляционный аппарат детей к произношению «трудных звуков» (свистящих, шипящих, Р, Л), научат звуковому анализу, активизируют словарь, будут способствовать развитию грамматически правильной речи, позволят овладеть не только диалогической , но и монологической речью.

Предлагаю вашему вниманию несколько артикуляционных игр, в которые вы можете поиграть со своим ребенком. Для этого вам необходимо зеркало. Данные упражнения способствуют уточнению названия органов артикуляции, укрепят мышцы артикуляционного аппарата и подготовят органы артикуляции к появлению «трудных» звуков. Итак, выполняем вместе:

1. «Необыкновенный дом»

Ротик – дом у Язычка.                                                Потолок вверху, внутри.                                                    Открывается слегка.                                                  Это  нёбо, посмотри.                                                                                      А потом открылся шире.                                            Открываем шире дом,                                                                        Язычок в своей квартире.                                           Видно сразу нёбо в нём.

Стены домика видны.                                                 Двери в доме – это губы,                                                                               Щёки с каждой стороны.                                           А вторые двери – зубы.                                                                         Могут стены раздуваться,                                        Губы любят улыбаться,                                         будет больше дом казаться.                                     Зубы могут показаться.

Спросите ребенка:

- Как называется домик Язычка?                                                                                   - Как называются стены в его домике?                                                                                  - Как называется потолок в домике?                                                                                     - Как называются двери в домике?

2. «Считалочка»

Раз – открыли мы окошко.

Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз.

Два – лакает сливки кошка.

Высунуть широкий язык, имитировать лакательные движения. 10 раз.

Три – кот спину выгибает.

Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние передние зубы. Выгнуть спинку языка. 6 раз.

На четыре – отдыхает.

Рот открыть. Положить язык на нижнюю губу, расслабить язык.5 сек.

Пять – качели: вниз и вверх.

Рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз.

Шесть – «болтаем» лучше всех.

Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперёд-назад, произнося «бл-бл-бл-бл». 10 раз.

Семь – катушку закрутили.

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Бока языка зажать коренными зубами. Закрученный язык выдвигать вперёд и упирать в рот. 10 раз.

Восемь – нёбо «побелили».

Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд-назад по нёбу. 10 раз.

Девять – лошадь в поле мчится.

Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.

Десять – спать пора ложиться.

Рот закрыть. Язык спрятать.

Познакомить детей с понятиями «гласный звук», «согласный звук» и их артикуляцией, а также делить слова на слоги, выделять гласные звуки из начала слова помогут следующие игры.

3. «Поём гласные звуки»

Гласному легко живётся:                                       Гласных – 6, запоминаем,                                                                                Голосок свободно льётся.                                       Нет во рту у них преграды.                                                                          Звуки гласные мы знаем,                                         Дети их пропеть все рады.

А – открыть рот широко, гласный звук попеть легко.                                                   У – мы гласный не забыли, губы в трубочку сложили.                                                    О – овалом ротик сделай, гласный звук поём мы смело.                                                И – скорее улыбнись; звук, как ниточка, тянись.                                                        Ы – ты гласный звук пропой, улыбнись и рот открой.                                           Э – пошире рот открой, улыбнись и звук пропой.

(можно использовать карточки-схемы артикуляции гласных звуков)

4. «Сказочные герои»

Данная игра научит выделять гласный звук в начале слова. Используйте для игры картинки со сказочными героями (иллюстрации в книгах: Незнайка, Буратино, Вини-Пух и др.) и с предметами на гласные звуки (аист, абрикос, улитка, ухо, ослик, облако, иголка, инструменты, экран, экскаватор и т.д.)

Итак, попробуем сыграть. В гости к нам пришли сказочные герои, они знают много слов на гласные звуки, но эти слова все перепутались. Давайте выполним просьбы героев.

Незнайка: Назовите мне слова – в начале слова гласный – А.              Буратино: Слов придумать не могу – в начале слова гласный – У.              Вини-Пух: Вспомнить слово не легко – в начале слова гласный – О.            Карлсон:  Слово быстро назови, в начале слова гласный – И.               Чиполлино: не в середине, не в конце, в начале слова гласный – Э.

5. «Сколько гласных в слове»

Игра научит выделять все гласные звуки в слове. Но лучше начать со слов с одним гласным (бок, сам, дым). Гласные в словах произносятся протяжно. Сколько гласных звуков в слове? Вы назвать мне их готовы?

6. «Скажем слово по слогам»

Данная игра научит не только выделять гласные звуки, но и делить слова на слоги. Слова делятся на части – слоги. Слогов в слове столько же, сколько гласных звуков. Поиграем.

Хлопай тут

Хлопать руками с левой стороны на каждый слог.

И хлопай там,

Хлопать руками с правой стороны на каждый слог.

Скажем слово по слогам.

Хлопать руками попеременно с правой и с левой стороны на каждый слог.

Рука

Хлопать попеременно с правой и с левой стороны на каждый слог.

7. «Собери корзинки»

Игра познакомит с понятием «согласный звук», научит различать гласные и согласные звуки.                                                                                          Гласному легко живётся:                                                                             Голосок свободно льётся.                                                                                       У согласного в пути                                                                                            Много кочек впереди:                                                                                              Губы, зубы и язык.                                                                                                 Он к препятствиям привык.                                                                                   А теперь я назову звук, а вы повторите его и если он гласный, то вы положите грибок в первую корзинку, если согласный – во вторую.

Одним из основных показателей в овладении словарем является умение ребенка употреблять в речи обобщающие понятия: игрушки, посуда, животные, растения и т. д. Предлагаю вашему вниманию игру

8. «Раз, два, три, четыре, пять».

Она не только научит детей употреблять обобщающие понятия, но и укрепит мелкие мышцы кистей рук.

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибать по очереди пальцы ведущей руки в кулачок.

Нам посуду надо знать:

Сжимать и разжимать все пальцы.

Чашка, сахарница, ложка, Сковородка, поварёшка.

Загибать пальцы в кулак (пять предметов – пять пальцев)

Одним из вариантов такой игры может быть игра из нашего детства «Я знаю пять названий животных…», которая проводится с мячом.                        Для активизации глагольного словаря  и словаря прилагательных можно поиграть в игру

9. «Кто больше?»

Передавайте картинку лисы и отвечайте на следующий вопрос. На ком цепочка ответов прервётся, тот проиграл.

- Скажи,  что может делать лиса? (крадется, охотится, ловит, ест, виляет хвостом, …)                                                                                                                - Лиса какая? (рыжая, хитрая, хищная, ловкая, …)

10. «Скажи какой?»

Суп из рыбы? (рыбный)                                 Платок для носа? (носовой)
Ежик в лесу? (колючий)                                Сок из апельсина? (апельсиновый)
Щётка для обуви? (обувная)                          Дом из кирпичей? (кирпичный)

11. «Часть – целое»

 Необходимо  угадать часть предмета или конструкции. Например,
Руль – машина, автобус…
Крыша – …
Страница – …
Хвост – …
Дупло – …
Можно поиграть, переходя от общего к частному. Вы говорите предмет, а ребёнок его части.
Машина – руль, колесо, …
Дом – …
Дерево –
Книга – …
Пальто – …

12. «Где ключ?»

Игра способствует ориентировке в пространстве и правильному употреблению предлогов (в, из, за,  над, под), наречий (спереди, сзади, справа, слева). Взрослый прячет ключ – ребенок ищет и называет его местонахождение (под стулом, за спиной, …)

13. «Радио»

Вначале взрослый описывает предмет или человека, а ребенок пытается угадать о чём (о ком) говорится.                                                                                -    Внимание, внимание, потерялась девочка. У неё светлые волосы, голубые глаза, красное платье, белые носочки, она любит рисовать кукол.                    -  - Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко). 
- Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).                                                                                                       Данная игра способствует развитию связной речи, учит описывать предметы.    
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

                                                   14. «Мой репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

                                                 
15. «Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.
Использование речевых игр в домашних условиях помогут вашему ребенку овладеть высоким уровнем речевого развития. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно, используя для этого любую возможность, например по дороге из детского сада. Таким образом, вы не только обогатите и активизируете словарь своего чада, но и научите его наблюдать, различать звуки, мыслить, разовьёте воображение.

Литература.

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под. ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  2.  Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов/ Т. А. Куликовская – М.: АСТ: Астрель. 2009. – 94 с.
  3. Брякотнина И. А. – ст. Активизация речевого развития детей 5-6 лет через лингвистические игры (по материалам Интернета).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклорной игры в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Детский фольклор, как часть фольклора, представляет собой произведения обращенные к детям, а также произведения бытующие среди детей, а также, исполняемые самими детьми для себя. В основном, это малые...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии  речи детей....

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

Памятка для воспитателей «Дидактическая игра в развитие речи детей среднего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением,  формирования связной речи. Не вмешательство в этот процесс может повлечь отставания в развит...

Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....

Игры на развитие речи детей среднего дошкольного возраста

Внятность и четкость речи зависят от развитости мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем его зубов...

«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».

quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....