Главные вкладки

    Памятка для воспитателей «Дидактическая игра в развитие речи детей среднего дошкольного возраста»
    методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

      Дошкольный возраст - возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением,  формирования связной речи. Не вмешательство в этот процесс может повлечь отставания в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

      Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.    Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Дошкольный возраст - возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением,  формирования связной речи. Не вмешательство в этот процесс может повлечь отставания в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

      Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.    Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

    Роль дидактических игр в развитие речи дошкольников:

    • пополнение и активизация  словаря,
    • формирование грамматического строя речи,
    • воспитание звуковой культуры,
    • развитие навыков монологической и диалогической  речи.

    Дидактические игры по характеру используемого материала: 

    • игры с предметами и игрушками,
    • настольно-печатные игры,
    • словесные игры,
    • с картинками,
    • компьютерные дидактические игры.

    Организация дидактической игры осуществляется в трех основных направлениях:

    • подготовка к проведению дидактической игры,
    • проведение,
    • анализ.

    Классификация дидактических игр по развитию речи:

    • игры для развития фонетико-фонематической стороны речи,
    • игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря),
    • игры для развития грамматического строя речи,
    • игры для развития связной речи.

    Особенности руководства проведение дидактических игр по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста.

      У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.

       Правила игры объясняются до ее начала.

       Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Широко используются словесные игры.

      Правила игры объясняются педагогом перед игрой и показываются с помощью «пробного хода». Своим примером воспитатель предупреждает неправильные действия детей. В ходе игры педагог внимательно следит за выполнением правил.

      В ходе игры воспитатель так же задает вопросы детям, наводящего или проблемного характера, делает реплики, дает советы, поощряет. На этом возрастном этапе педагог постепенно, ориентируясь на индивидуальные особенности детей, может давать оценку игровых действий, игры.

    Дидактические игры по развитию речи для средних дошкольников

    «Так ли это звучит?»

    Цель: развивать фонематический слух, умение подбирать слова, схожие по звучанию.

    Ход.Педагог предлагает ребенку разложить картинки в 2 ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых сходно звучат. Когда картинки будут разложены, педагог и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов.

    «Закончи фразу»

    Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

    Ход. Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.

    Не послушал зайка папу, отдавили зайке ... (лапу).

    Дети в скверике сидели и мороженое ... (ели).

    А возле этой елки бродили злые ... (волки).

    Часто к озеру напиться ходит рыжая ... (лисица).

    Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо ... (плакать)».

    Мы не ели, мы не пили, бабу снежную ... (лепили).

    Я не бегаю к врачу, я сама его ... (лечу).

    Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал ... (щенок).

    Как у нашей дочки розовые ... (щечки).

    Лучше мама не пищи, ты мне няньку ... (поищи)

    «А что у вас?»

    Цель: продолжать учить детей измерять длину слова.

    Ход. Педагог называет слово, показывает картинку или игрушку, дети прохлопывают это слово и в соответствии с этим поднимают полоску длинную или короткую.


     «Назови предметы».

    Цель: упражнять детей в четком произношении слов.

    Ход. Педагог предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находятся в поле их зрения).

    Следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, педагог может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.


    «Какое это бывает?».

    Цель: учить детей выделять признаки предмета.

    Ход. Педагог (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, педагог помогает: «Это кубик. Какой он?»

    Какое это бывает?

    Цель: учить детей выделять признаки предмета.

    Ход. Педагог (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, педагог помогает: «Это кубик. Какой он? »


    http://www.funlib.ru/cimg/2014/101709/3846225

           

    Памятка

    для              воспитателей.

       

    «Дидактическая игра

    в развитие речи детей среднего дошкольного возраста»

    Воспитатель группы № 5 «Светлячок»

          Зверева Александра Владимировна.

    Самара 2018 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры для развития речи детей среднего возраста

    Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи,активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения слоарного запаса р...

    Использование фольклорной игры в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

    Детский фольклор, как часть фольклора, представляет собой произведения обращенные к детям, а также произведения бытующие среди детей, а также, исполняемые самими детьми для себя. В основном, это малые...

    «Картотека дидактических игр по развитию речи детей среднего дошкольного возраста».

    Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениецентр развития ребенка - детский сад № 45 «Флажок»    «Картотека  дидактических игр по...

    Презентация «Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

    Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...

    «Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

    Немалую роль в становлении личности ребенка играет речь. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и так далее. Но из всех звуков, воспринимаемых...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

    Культура речи – очень важная часть личностной характеристики. Но, к сожалению, в наше время уровень владения русским языком среди молодежи снижается, так же снижается и интерес к литературе. Всл...

    Игра в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

    Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речев...