"Развитие речи детей посредством фольклорного слова"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кобозова Вера Васильевна

Консультация для родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_posredstvom_folklornogo_slova.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей           «Развитие речи детей посредством фольклорного слова»

 

Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Так как возраст от двух до трёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др., он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребёнок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно - следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями. Задача взрослого в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые, на первый взгляд, слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказывается необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи, получают особую окраску и значение. Герои оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможные, вдруг становятся как бы реально происходящими. Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорных произведений мы обязаны творческой работе сотен великих людей.

Фольклор способствует познавательному развитию детей. При отборе фольклорных произведений надо опираться на следующие принципы:

• Доступность содержания детям дошкольного возраста.

• Познавательная и нравственная значимость.

• Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Народ на протяжении долгового времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, песен. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, угадывать погоду на ближайшее время. В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых, можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например:

1. Если зимой вечером на небе много звёзд, жди на следующий день мороза.

2. Кошка скребёт пол - жди метели.

3. Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.

4. Утром нет росы на траве - жди дождя.

5. Воробьи купаются в пыли - к дождю.

6. Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнётся дождь. Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовать: что ожидалось и что было на самом деле. Может быть, кому-то из детей удастся самому «открыть» приметы погоды.

Заклички и приговорки, их обычно произносят, когда что-то делают (например «Водичка, водичка»). Обращаются к кому-то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного). Наблюдая с детьми за радугой, можно попросить её напоить землю. Радуга - дуга, Пришли нам дождя. Когда идёт дождь, дети радостно закликают его:

1. Уж дождь - дождём,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

Наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овёс,

На девичью гречку,

На маличье просо.

2. Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай,

Сколько хочешь, поливай.

Дети обращаются с закличками к весне:

Весна - красна, появись,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени наш лужок.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С конем глубоким,

С хлебами обильными!

Использование в работе с детьми закличек, помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки, как правило, сопровождают игры с малышом (с его пальцами, руками, ногами).

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке, Нарвите горошка

Полное лукошко!

Домой принесите,

Всех угостите!

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, во борок.

Грибы, ягоды собирать,

К зиме припасать!

«Идёт коза рогатая»«Сорока, белобока» и так далее.

Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями)Фольклор помогает развивать у детей речь, мышление, память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей посредством фольклорного слова

Конспект образовательной деятельности в области "Коммуникация"....

Развитие речи детей посредством использования малых фольклорных форм

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Будет полезна для педагогов, так как раскрывается методика развития детей с использованием малых фольклорных форм...

Консультация для родителей "Развитие речи детей посредством фольклорного слова"

Консультация для родителей "Развитие речи детей посредством фольклорного слова"...