Развитие речи детей посредством малых фольклорных форм.
статья по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей
посредством малых фольклорных форм.
Существенную роль в процессе развития речи выполняет устное народное творчество, а именно, ознакомление детей с малыми фольклорными формами.
В раннем детстве овладение речью является главной задачей для всестороннего развития ребенка. Речь – это основное средство общения. Для овладения речью ребенку необходимо общение со сверстниками и, конечно же, с взрослыми. Как известно, ребенок с раннего детства пытается подражать взрослому человеку.
Недостаточность общения приводит к тому, что ребенок вырастает необщительным, и ему сложно устанавливать контакты с людьми. Для того чтобы ребенок в раннем детстве быстрее заговорил, необходимо использовать в общении с ним фольклор, который вобрал в себя мудрость и знание народа и пронес через века, передавая из поколения в поколение. Красота языка народного творчества, самобытность не оставляет равнодушным детей с самого раннего возраста. Через фольклор воспитателю становится легче начать общение с детьми.
Короткие ритмичные повторяющиеся строки народных произведений вызывают у ребенка положительные эмоции. Интонация колыбельных песен настраивает малыша на сон. Потешки, прибаутки приглашают поиграть с взрослым, повеселиться.
Колыбельные песни, пестушки, потешки рано входят в жизнь детей, знакомят с окружающим миром, бытом, развивают и воспитывают, обогащают речь ребенка.
Ритм, напевность, необычность содержания фольклора привлекает детей. Они вслед за воспитателем запоминают и повторяют строчки, что благотворно влияет на развитие речи в раннем возрасте. Каждый из жанров устного народного творчества учит нравственным нормам, развивает устную речь.
Песни, частушки, пестушки, скороговорки, считалки, прибаутки, в которых звуки сочетаются особым образом, развивают слух, речь, а также влияют на воспитание. Малый фольклор является проводником мудрости народа, воспитывает детей с первых дней появления на свет, учит быть чуткими к языку, помогает появлению первых слов.
Таким образом, фольклор способствует развитию речи детей раннего возраста, решает воспитательные задачи. Применяются малые фольклорные формы в совместной с детьми деятельности как на занятиях, так и в играх в течение дня, и в других режимных моментах.
Малые фольклорные формы, используемые в режимных моментах и в игровой деятельности в течение дня.
Утренняя зарядка – пестушки:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ! (дети топают ножками)
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ! (бегут на цыпочках)
Умывание – пестушки:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
(дети подставляют ладошки под кран)
Чтоб глазоньки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок! (умываются)
Прием пищи – потешки:
Это наша ложка,
Это наша чашка (дети берут ложки).
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
И кашки гречневой не стало!
Подготовка к прогулке. Прогулка:
потешки:
Наша детка (имя ребенка) маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Деточка у нас чернобровая (малыши одеваются).
заклички:
Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошко.
Там ждут тебя детки,
Детки - малолетки.
Дневной сон – колыбельные:
Гуленьки.
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Наших деточек качать,
Стали деточек качать,
Стали детки засыпать.
Бодрящая гимнастика после сна – пестушки:
Цыпа-цыпа-цыпочка,
Встанем мы на цыпочки! (встают на цыпочки)
Ручки вверх потянем (поднимают руки вверх),
Больше, выше станем! (тянутся на цыпочках)
Тянем, тянем ушки
Прямо до макушки -
Потягушечки, поростушечки.
Причесывание – потешки:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосоньки в ряд
Расти, коса, не путайся
Маму, дочка (имя девочки), слушайся.
Словесные игры:
потешки:
- Ладушки, ладушки, где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Простоквашку.
- Кого ругали?
- Кошку Дашку.
- За что? Про что?
- Не ешь нашу кашку!
- Не пей нашу простоквашку!
Шу-у-у! Полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
скороговорки:
Овца, овца, дай хлебца.
Подвижные игры:
прибаутки:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ж ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
считалки:
Мы собрались поиграть,
И кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты.
Игры-имитации – потешки:
Стенка, стенка,
(потрогать щечки)
Потолок
(потрогать лобик).
Два окошка
(глазки),
Дверь (ротик).
Дзинь - звонок!
(нажать на носик).
Пальчиковые игры – потешки:
Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик – уж заснул,
Этот пальчик – давно спит,
Тише, тише, не шумите,
Наши пальцы не будите.
Встали пальчики, ура,
В детский сад идти пора.
Дети должны слушать малые фольклорные формы, чтобы запомнить их и научиться повторять, развивая свою речь, не от случая к случаю, а постоянно, в среднем каждый ребенок в течение дня прослушивает фольклор примерно около двадцати минут в разных режимных моментах.
Использование фольклора помогает прививать детям необходимые навыки самообслуживания и гигиены (умывание, утренняя зарядка, прием пищи, прогулки, дневной сон). Элементы фольклора необходимы во время проведения утренней зарядки, подвижных игр («У медведя во бору», «Каравай, каравай»). Потешки окажутся уместны в момент умывания детей, причесывания. Слова потешек вызывают у малышей радость, и они с удовольствием пытаются закатывать рукава и подставляют ручки под струю водички.
Сюжетно-ролевые игры сопровождаются колыбельными песнями, рассказыванием прибауток, пестушек. Малыши переносят действия, ситуации знакомых потешек, прибауток в игры и повседневную деятельность.
Детская игра не обходится без считалки, которая определяет, кто водит в игре. Считалка является элементом игры, помогающим установить согласие и уважение к принятым правилам. Считалки – это издревле выдуманный способ объективной справедливости. В считалке очень важен ритм и интонация, с которой «водящий» (в основном воспитатель или другой взрослый – для раннего дошкольного возраста) начинает игру.
На формирование речи детей также оказывают влияние загадки. Они развивают догадливость, воображение, обогащают словарь за счет многозначности слова.
Фольклор служит средством ознакомления детей с окружающим миром. Загадки, потешки, прибаутки формируют представления детей о диких и домашних животных, птицах. Заклички помогают формировать элементарные представления о явлениях природы, любоваться ее красотой.
Каждодневное звучание фольклора обогащает активный словарь детей, делает речь выразительной.
В индивидуальной деятельности воспитателя и ребенка также используются все малые фольклорные формы. Особенно значим фольклор в период адаптации ребенка к детскому саду. Здесь важно переключить внимание ребенка на игрушку, прочитать потешку, поиграть в пальчиковые игры, и малыш быстрее привыкнет к новой для него обстановке.
Чтение устного народного творчества с имитацией движений, обыгрыванием всегда вызывает радость у детей, развивает дружелюбие, взаимопонимание.
Развитию дикции способствуют скороговорки или чистоговорки. В раннем возрасте эта форма фольклора доступна не в полной мере, но постепенно ее необходимо вводить в речь детей. А также для выработки хорошей дикции, отчетливого произношения используются малые фольклорные формы на звукопроизношение, различную силу звучания, имитацию голоса птиц, животных.
Малые фольклорные формы применяются не только в самостоятельных и совместных играх в течение дня, но и в непосредственно образовательной деятельности.
Перспективное планирование
по развитию речи детей раннего возраста
с применением малых фольклорных форм
(занятия проводятся один раз в неделю)
№ | Тема | Задачи |
1. | «Зимние забавы». | Способствовать развитию речи детей, формировать элементарные представления о явлениях зимней природы, развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к объектам природы, учить играть в коллективные игры. |
2. | «В гости к кукле Свете». | Закрепить знания малых фольклорных форм, развивать речь детей, прививать любовь к русским народным потешкам, песенкам, воспитывать сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней. |
3. | «У бабушки во дворе» | Развивать активный словарный запас, упражнять в выразительной интонации при произношении звукоподражаний, воспитывать любовь и бережное отношение к животным |
4. | «Ладушки, ладушки». | Вызвать у ребят желание прослушать потешку, проговорить слова, содействовать формированию воображения у детей, развивать умение ориентироваться в пространстве. |
5. | «Увлекательное путешествие». | Познакомить детей с фольклорными произведениями, развивать память, любознательность, воспитывать доброе отношение к животным, любовь к родному языку, истории. |
6. | «Лечим котика». | Знакомить детей с произведениями малых фольклорных форм, способствовать развитию речи, формировать элементарные представления о здоровом образе жизни, вызывать хорошее отношение к животным. |
7. | «Здравствуй, солнышко»! | Формировать речевую активность, учить выразительно рассказывать заклички, потешки, воспитывать любовь к родной природе. |
8. | «Наши уточки с утра». | Формировать правильное звукопроизношение, расширять активный словарь, учить рассказывать потешки с помощью воспитателя, воспитывать любовь и заботу о домашних птицах |
Систематическое использование фольклора закладывает основы успешного освоения родного языка, культуры, развития познавательной и двигательной активности. Малыши произносят новые слова, фразы, имитируют движения героев фольклора по показу воспитателя, используют фольклор в самостоятельной игровой деятельности.
Использование в практике воспитателя дошкольного образовательного учреждения малых фольклорных форм, отражающих многовековой исторический опыт и мудрость народа, передающихся из поколения в поколение, продолжающих бытовать до сих пор в современном мире – положительно влияет на речевое развитие детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское интерактивное пособие - презентация по развитию речи с использованием малых фольклорных форм "Милости просим" для старших дошкольников
Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников с использованием малых фольклорных форм. Задачи пособ...

Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм во второй младшей группе «Козлик и дудочка».
Занятие помогает формировать связную речь у детей младшего дошкольного возраста, учит соотносить слова и действия, обогащает активный словарь детей и эмоциональную окрашенность речи...

"Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"
Методическая разработка по развитию речи на тему: "Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»
Образовательный проект включает в себя актуальность темы, теоретическую и практическую базу исследования, возраст участников 1,6-4 года. Также присутстствует перспектиыный план на два учебных года и п...

Тема: «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»
Данная методическая разработка создана с учетом комплексно-тематического планирования «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы » под редакцией ...
Создание условий для речевого развития детей посредством малых фольклорных форм.
. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Наблюдение за детьми показали, что большинство малышей довольствовались лишь рассматриванием картинок в...

Консультация "Развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных жанров"
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки,...
