Развитие речи детей посредством малых фольклорных форм.
статья по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей
посредством малых фольклорных форм.
Существенную роль в процессе развития речи выполняет устное народное творчество, а именно, ознакомление детей с малыми фольклорными формами.
В раннем детстве овладение речью является главной задачей для всестороннего развития ребенка. Речь – это основное средство общения. Для овладения речью ребенку необходимо общение со сверстниками и, конечно же, с взрослыми. Как известно, ребенок с раннего детства пытается подражать взрослому человеку.
Недостаточность общения приводит к тому, что ребенок вырастает необщительным, и ему сложно устанавливать контакты с людьми. Для того чтобы ребенок в раннем детстве быстрее заговорил, необходимо использовать в общении с ним фольклор, который вобрал в себя мудрость и знание народа и пронес через века, передавая из поколения в поколение. Красота языка народного творчества, самобытность не оставляет равнодушным детей с самого раннего возраста. Через фольклор воспитателю становится легче начать общение с детьми.
Короткие ритмичные повторяющиеся строки народных произведений вызывают у ребенка положительные эмоции. Интонация колыбельных песен настраивает малыша на сон. Потешки, прибаутки приглашают поиграть с взрослым, повеселиться.
Колыбельные песни, пестушки, потешки рано входят в жизнь детей, знакомят с окружающим миром, бытом, развивают и воспитывают, обогащают речь ребенка.
Ритм, напевность, необычность содержания фольклора привлекает детей. Они вслед за воспитателем запоминают и повторяют строчки, что благотворно влияет на развитие речи в раннем возрасте. Каждый из жанров устного народного творчества учит нравственным нормам, развивает устную речь.
Песни, частушки, пестушки, скороговорки, считалки, прибаутки, в которых звуки сочетаются особым образом, развивают слух, речь, а также влияют на воспитание. Малый фольклор является проводником мудрости народа, воспитывает детей с первых дней появления на свет, учит быть чуткими к языку, помогает появлению первых слов.
Таким образом, фольклор способствует развитию речи детей раннего возраста, решает воспитательные задачи. Применяются малые фольклорные формы в совместной с детьми деятельности как на занятиях, так и в играх в течение дня, и в других режимных моментах.
Малые фольклорные формы, используемые в режимных моментах и в игровой деятельности в течение дня.
Утренняя зарядка – пестушки:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ! (дети топают ножками)
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ! (бегут на цыпочках)
Умывание – пестушки:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
(дети подставляют ладошки под кран)
Чтоб глазоньки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок! (умываются)
Прием пищи – потешки:
Это наша ложка,
Это наша чашка (дети берут ложки).
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
И кашки гречневой не стало!
Подготовка к прогулке. Прогулка:
потешки:
Наша детка (имя ребенка) маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Деточка у нас чернобровая (малыши одеваются).
заклички:
Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошко.
Там ждут тебя детки,
Детки - малолетки.
Дневной сон – колыбельные:
Гуленьки.
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Наших деточек качать,
Стали деточек качать,
Стали детки засыпать.
Бодрящая гимнастика после сна – пестушки:
Цыпа-цыпа-цыпочка,
Встанем мы на цыпочки! (встают на цыпочки)
Ручки вверх потянем (поднимают руки вверх),
Больше, выше станем! (тянутся на цыпочках)
Тянем, тянем ушки
Прямо до макушки -
Потягушечки, поростушечки.
Причесывание – потешки:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосоньки в ряд
Расти, коса, не путайся
Маму, дочка (имя девочки), слушайся.
Словесные игры:
потешки:
- Ладушки, ладушки, где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Простоквашку.
- Кого ругали?
- Кошку Дашку.
- За что? Про что?
- Не ешь нашу кашку!
- Не пей нашу простоквашку!
Шу-у-у! Полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
скороговорки:
Овца, овца, дай хлебца.
Подвижные игры:
прибаутки:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ж ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
считалки:
Мы собрались поиграть,
И кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты.
Игры-имитации – потешки:
Стенка, стенка,
(потрогать щечки)
Потолок
(потрогать лобик).
Два окошка
(глазки),
Дверь (ротик).
Дзинь - звонок!
(нажать на носик).
Пальчиковые игры – потешки:
Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик – уж заснул,
Этот пальчик – давно спит,
Тише, тише, не шумите,
Наши пальцы не будите.
Встали пальчики, ура,
В детский сад идти пора.
Дети должны слушать малые фольклорные формы, чтобы запомнить их и научиться повторять, развивая свою речь, не от случая к случаю, а постоянно, в среднем каждый ребенок в течение дня прослушивает фольклор примерно около двадцати минут в разных режимных моментах.
Использование фольклора помогает прививать детям необходимые навыки самообслуживания и гигиены (умывание, утренняя зарядка, прием пищи, прогулки, дневной сон). Элементы фольклора необходимы во время проведения утренней зарядки, подвижных игр («У медведя во бору», «Каравай, каравай»). Потешки окажутся уместны в момент умывания детей, причесывания. Слова потешек вызывают у малышей радость, и они с удовольствием пытаются закатывать рукава и подставляют ручки под струю водички.
Сюжетно-ролевые игры сопровождаются колыбельными песнями, рассказыванием прибауток, пестушек. Малыши переносят действия, ситуации знакомых потешек, прибауток в игры и повседневную деятельность.
Детская игра не обходится без считалки, которая определяет, кто водит в игре. Считалка является элементом игры, помогающим установить согласие и уважение к принятым правилам. Считалки – это издревле выдуманный способ объективной справедливости. В считалке очень важен ритм и интонация, с которой «водящий» (в основном воспитатель или другой взрослый – для раннего дошкольного возраста) начинает игру.
На формирование речи детей также оказывают влияние загадки. Они развивают догадливость, воображение, обогащают словарь за счет многозначности слова.
Фольклор служит средством ознакомления детей с окружающим миром. Загадки, потешки, прибаутки формируют представления детей о диких и домашних животных, птицах. Заклички помогают формировать элементарные представления о явлениях природы, любоваться ее красотой.
Каждодневное звучание фольклора обогащает активный словарь детей, делает речь выразительной.
В индивидуальной деятельности воспитателя и ребенка также используются все малые фольклорные формы. Особенно значим фольклор в период адаптации ребенка к детскому саду. Здесь важно переключить внимание ребенка на игрушку, прочитать потешку, поиграть в пальчиковые игры, и малыш быстрее привыкнет к новой для него обстановке.
Чтение устного народного творчества с имитацией движений, обыгрыванием всегда вызывает радость у детей, развивает дружелюбие, взаимопонимание.
Развитию дикции способствуют скороговорки или чистоговорки. В раннем возрасте эта форма фольклора доступна не в полной мере, но постепенно ее необходимо вводить в речь детей. А также для выработки хорошей дикции, отчетливого произношения используются малые фольклорные формы на звукопроизношение, различную силу звучания, имитацию голоса птиц, животных.
Малые фольклорные формы применяются не только в самостоятельных и совместных играх в течение дня, но и в непосредственно образовательной деятельности.
Перспективное планирование
по развитию речи детей раннего возраста
с применением малых фольклорных форм
(занятия проводятся один раз в неделю)
№ | Тема | Задачи |
1. | «Зимние забавы». | Способствовать развитию речи детей, формировать элементарные представления о явлениях зимней природы, развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к объектам природы, учить играть в коллективные игры. |
2. | «В гости к кукле Свете». | Закрепить знания малых фольклорных форм, развивать речь детей, прививать любовь к русским народным потешкам, песенкам, воспитывать сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней. |
3. | «У бабушки во дворе» | Развивать активный словарный запас, упражнять в выразительной интонации при произношении звукоподражаний, воспитывать любовь и бережное отношение к животным |
4. | «Ладушки, ладушки». | Вызвать у ребят желание прослушать потешку, проговорить слова, содействовать формированию воображения у детей, развивать умение ориентироваться в пространстве. |
5. | «Увлекательное путешествие». | Познакомить детей с фольклорными произведениями, развивать память, любознательность, воспитывать доброе отношение к животным, любовь к родному языку, истории. |
6. | «Лечим котика». | Знакомить детей с произведениями малых фольклорных форм, способствовать развитию речи, формировать элементарные представления о здоровом образе жизни, вызывать хорошее отношение к животным. |
7. | «Здравствуй, солнышко»! | Формировать речевую активность, учить выразительно рассказывать заклички, потешки, воспитывать любовь к родной природе. |
8. | «Наши уточки с утра». | Формировать правильное звукопроизношение, расширять активный словарь, учить рассказывать потешки с помощью воспитателя, воспитывать любовь и заботу о домашних птицах |
Систематическое использование фольклора закладывает основы успешного освоения родного языка, культуры, развития познавательной и двигательной активности. Малыши произносят новые слова, фразы, имитируют движения героев фольклора по показу воспитателя, используют фольклор в самостоятельной игровой деятельности.
Использование в практике воспитателя дошкольного образовательного учреждения малых фольклорных форм, отражающих многовековой исторический опыт и мудрость народа, передающихся из поколения в поколение, продолжающих бытовать до сих пор в современном мире – положительно влияет на речевое развитие детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское интерактивное пособие - презентация по развитию речи с использованием малых фольклорных форм "Милости просим" для старших дошкольников
Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников с использованием малых фольклорных форм. Задачи пособ...
Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм во второй младшей группе «Козлик и дудочка».
Занятие помогает формировать связную речь у детей младшего дошкольного возраста, учит соотносить слова и действия, обогащает активный словарь детей и эмоциональную окрашенность речи...
"Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"
Методическая разработка по развитию речи на тему: "Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»
Образовательный проект включает в себя актуальность темы, теоретическую и практическую базу исследования, возраст участников 1,6-4 года. Также присутстствует перспектиыный план на два учебных года и п...
Тема: «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»
Данная методическая разработка создана с учетом комплексно-тематического планирования «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы » под редакцией ...
Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм в младшей группе "Козлик и дудочка"
Конспект занятия...
Создание условий для речевого развития детей посредством малых фольклорных форм.
. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Наблюдение за детьми показали, что большинство малышей довольствовались лишь рассматриванием картинок в...