Возраст упрямства и строптивости
консультация

Булгакова Оксана Борисовна

В конспекте выстыпления на родительском собрании раскрываются основные признаки кризиса трех лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrast_upryamstva_i_stroptivosti_.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2 младшей группе

«Возраст  упрямства и строптивости или кризис 3-х лет»

Здравствуйте уважаемые родители!

Тема нашей встречи  сегодня :“Возраст упрямства и строптивости” или “Кризис трёх лет”.

  Ваш ребенок почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает. Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Ребенок всем пытается помочь вам и вдруг… С вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное – в худшую сторону. Вас волнует такое поведение ребенка. Сегодня мы вместе попытаемся найти  причины изменений в поведении детей  3 лет.

       На новом витке развития (в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», «кризис 3 лет».

       В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним.

       И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

       Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».

       Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка происходят бурные переломы – ведь невозможно повернуть развитие вспять.

Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

       Наша опека для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а сознательно ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное его открытие – открытие себя. Он независим, он все может. Но… в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и «мстит» слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иголки у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.

По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное детство.

        Симптомы характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов». Поэтому характеристику кризиса 3 лет мы для вас представили виде цветика – семицветика.

  1. Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
  2. Упрямство –это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
  3. Обесценивание – характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам)
  4. Строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).
  5. Своеволие – ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
  6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
  7. Деспотизм – диктует свое поведение, проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

       

Правила поведения взрослых в период протекания кризиса трех лет

1. Замечайте позитивные изменения, которые происходят в ребенке и в соответствии с этим меняйте прежний стиль взаимоотношений.

2. Выработайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя ее в зависимости от конкретного случая их применения.

3. Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.

4. В доме создайте ему такие условия, в которых ребенок ощущал бы, что он уже взрослый, а не малыш; расширяйте в пределах разумного его права и обязанности.

5. Учитывайте потребности малыша, организуя общение с ним.

6. Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.

7. Проявляйте внимание к малышу: позвоните ему лично по телефону, спрашивайте совета, дарите «взрослые подарки» (шариковую ручку, наручные часы, бусы, колечко, солдатский ремень и т.д.).

8. Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные, проходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса.

9. Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, выработайте четкие, единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими. Ребенок чувствует непостоянство окружающих взрослых, и если есть малейшая возможность, старается добиться своего, во что бы то ни стало.

10. Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».

11. Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы.

12. Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей (не трогай, не бегай, не бери, не стучи, не катай и т.д.). в противном случае они утратят свой сигнальный смысл.

Не бойтесь:

  • проводить маленькие эксперименты, чтобы лучше понять, в каких ситуациях как надо действовать;
  • часто произносить фразы типа: «Ты уже большой»; «Молодец! Ты делаешь все сам» и т.п.;
  • использовать форму запрета или отказа только тогда, когда это нужно.

Если…, то…

Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре. Помогите детям научиться играть «во взрослых», беря на себя роль мамы, папы, врача, водителя…; покажите несложные действия с игровым материалом, которые они смогут воспроизвести. Поиграйте рядом с ребенком он с удовольствием будет вам подражать.

Если ребенок не желает есть, не следует упрашивать его – создайте игровую ситуацию: предложите покормить «голодного мишку», «котенка» и т.д.

Если ребенок капризничает, не беспокойтесь о том, что подумают другие. Проявите внимание к плачущему ребенку, возьмите его за руку и отведите в строну.

Если ребенок упрямиться, убедитесь, что по близости нет предметов, которые угрожают его безопасности. Подождите, пока он немного успокоится, заинтересуйте чем-либо, отвлеките:»Посмотри, что у меня есть…», «Посмотри, кто это идет! Скорее иди сюда…» Ругань, шлепки не имеют смысла.

Помните:  

Истеричность и капризность требуют зрителей – не становитесь таковыми и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только этого и ждет.

В любой ситуации следует проявлять терпимость к ребенку. Не делайте скоропостижных выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите использовать.

Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем – необходимо быть «рядом» с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "КАК СПРАВИТЬСЯ С УПРЯМСТВОМ И СТРОПТИВОСТЬЮ"

Саветы родителям о кризесе детей 3х лет:Ещё вчера ваш ребёнок был послушным, а сегодня стал упрямым и неуправляемым.......

Кризис 3 лет у детей (возраст упрямства)

Статья содержит практические рекомендации для родителей, которые помогут с наименьшими потерями преодолеть этот непростой период жизни каждого ребенка....

Родительское собрание в 1 младшей группе (ситуативный практикум) Тема: «Возраст упрямства и строптивости».

Цель: расширить представление родителей об особенностях возраста трех лет. Выработать совместно с родителями формы помощи и общения с ребенком в этот сложный период.Задачи:·...

Родительское собрание в младшей группе: «Кризис трех лет — возраст упрямства и строптивости»

Цель: актуализировать среди участников образовательных отношений проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения.Задачи:1. Повышать психолого-педагогическую...

Родительское собрание с элементами тренинга «Возраст упрямства и строптивости» для родителей детей 3–4 лет

Родительское собрание с элементами тренинга «Возраст упрямства и строптивости» для родителей детей 3–4 лет...