семинар - практикум для родителей
консультация (подготовительная группа)

Макаренко Елена Геннадьевна

в данном материале активизируются знания родителей по вопросам обучения старших дошкольников грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_roditeley_po_obucheniyu_gramote.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте дошкольников»

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам обучения будущих школьников.

Задачи: Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях;

уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова);

закрепить навык звукового анализа слова;

воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы предложений, карточки с картинками.

Участники семинара - практикума: воспитатель, родители.

Ход семинара – практикума.

Учитель - логопед: Добрый вечер, уважаемые родители!

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны.

Проводится игра «Да – нет»

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…

Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ,

Помочь откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Упражнение «История имени ребенка»

Родителям предлагается назвать имя своего ребенка, охарактеризовать его по первой букве имени с помощью прилагательного и добавить ласковое обращение к ребенку. Например: Мирослава – миролюбивая, солнышко мое.

Учитель - логопед: Осталось не так много времени до поступления ваших детей в первый класс. На сегодняшний день у детей есть достаточный запас достижений и имеются определенные трудности. Сегодня мы поговорим о подготовке к обучению грамоте.

- что такое речь? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)

- формы речи – (устная и письменная)

- из чего состоит наша речь? – (из предложений)

- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Учитель - логопед: Вспомните и назовите гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э)

Учитель - логопед: Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, (МММ). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие зеленым.

Учитель - логопед: Давайте немножко поиграем.

Игра «Твердый – мягкий»: родители стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает букву. Родители, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.

Учитель - логопед: Звук может стоять в начале, середине и конце слова.

Игра «Паровозик»

Учитель – логопед размещает на доски картинку паровоза, разделенную на три части. В первой части паровоза поедет картинка, в названии которой заданный звук находится в начале слова. Во второй части паровоза поедет картинка, в названии  которой заданный звук находится в середине. В третьей части паровоза поедет катрикнка, в названии  которой заданный звук находится в конце слова.

 Учитель - логопед: Самое сложное дается детям – это звуковой анализ слова. Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить. При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализа слова «МАК»

Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.

1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)

2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (согласный, твердый)

3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (гласный)

4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (согласный, твердый)

5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)

6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?

Игра «Придумай слово к схеме». На доске схемы звукового анализа слов.

Игра «Новое слово»

Учитель - логопед: Что такое слоги? (Это части слова). Как можно определить сколько слогов в слове? Слова делим на слоги при помощи хлопков, слова можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком, сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Игра «Кому в какой дом» (деление слов на слоги)

На экране изображение домов (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный)- предлагается определить количество слогов в словах, изображенных на картинке и «заселить» эти слова в соответствующие домики.

Учитель - логопед : Что же такое предложение? Предложение – слова, взаимосвязанные между собой по смыслу.

Родителям предлагается составить предложение по опорной картинке из 3, 4, 5 слов.

Составление предложений по графической схеме (индивидуально)

Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучаться грамоте.

Учитель - логопед: А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

Семинар - практикум для родителей "Сказка глазами детей и родителей"

Семинар – практикум для  родителей средней  группы « Сказка  глазами  детей  и родителей»Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи:...

семинар - практикум для родителей «Сказка глазами детей и родителей»,

цель семинара помочь родителям осознать роль сказок в воспитании ребенка...

Семинар -практикум с родителями на тему «Игровое взаимодействие детей и родителей»

Цель:Расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми.Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений,     способствующих полноценному развитию ребе...

Семинар-практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Знающий родитель-легкая адаптация".

Семинар- практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Знающий родитель -лёгкая адаптация".Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации д...

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...