Методы.Формы, Средства
картотека (средняя группа)

Галданова Жаргалма Герасимовна

Методы, формы, средства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения на классификацию предметов

 природного и рукотворного мира

Классификация.

 В средней группе формируются первоначальные представления о классификации предметов или геометрических фигур по качественным признакам.

С детьми этого возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых – закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру.

 Сначала дошкольникам предлагаются самые простые игры на выделение того или иного качественного свойства: – упражнения на обследование геометрических фигур по контуру («Чудесный мешочек»);

 – упражнения «Найди все фигуры, такие же по цвету (размеру, форме)»;

 – упражнения «Найди фигуру, не такую по цвету, как эта (по форме, размеру)»; – упражнения «Найди фигуру, такую же по цвету, но другой формы (или такой же формы, или другого размера, или такого же размера, но другого цвета и т.п.)».

Вариант 1.

На столах у детей плоские геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, на которых схематично нарисованы лица, и плоские домики различной геометрической формы. Детям предлагается подобрать домики для геометрических фигур-человечков. Выбор домиков малыш должен аргументировать. Раскладывая фигурки разного цвета и разной величины по своим домикам, дети группируют геометрические фигуры, учитывая только одно свойство – форму

 Вариант 2.

У детей плоские геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, и домики разного цвета. Дети расселяют фигуры-человечков по домикам, учитывая только одно свойство – цвет. В результате, в одном домике могут поселиться и круги, и треугольники, и квадраты, лишь бы они все были одного цвета.

Упражнение «Раскрась правильно». У детей листочки бумаги с изображением разных геометрических фигур. Детям предлагается раскрасить фигуры определенным цветом: все квадраты – красным; все круги – синим и т. д.

Упражнение «Собери все предметы». На магнитной – доске картинки с изображением предметов разной формы и цвета: пирамидка, елка, шарик, яблоко, картина, мяч и т. п. Детям предлагается собрать все изображения предметов: или треугольной формы, или красного цвета, и т. п.

Подвижная игра «Найди свой домик» - На полу в разных местах группы или зала лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. На столе геометрические фигуры более мелкие по размеру – раздаточный материал. Каждый ребенок подходит к столу, выбирает себе одну геометрическую фигуру и говорит: «Я – треугольник», «Я - квадрат», «Я – круг». По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате. По второму сигналу все игроки находят свои домики: те, у кого треугольники, бегут к треугольнику, лежащему на полу; у кого круги – к кругу и т. д. Детям предлагается обосновать свой выбор домика. Игра повторяется 2-3 раза.

 Каждый раз воспитатель меняет фигуры на полу местами. Играя, дети выполняют группировку геометрических фигур по одному свойству – форме.

Упражнение «Помоги ежику». На полу лежит обруч. В обруче – игрушка-ежик. На колючках ежика – круг. Вокруг обруча геометрические фигуры разного цвета, формы, размера. Детям предлагается сложить к ежику в норку (домик) все круги. Вне обруча остаются геометрические фигуры, не обладающие выделенным признаком, то есть не круглые.

В старшей группе работа по классификации предметов или геометрических фигур усложняется. Детям предлагается группировать предметы или геометрические фигуры по двум или нескольким свойствам.

Игры, в которых используются геометрические фигуры, способствуют развитию у дошкольников навыков образования двух множеств, характеризующихся двумя различными признаками. В целях внешнего выделения множеств можно использовать веревочки, кольца, обручи, подносы, коробки, корзины и другие емкости. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Воспитатель кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча и рассказывает, что вся остальная часть пола находится вне обруча.

Можно предложить ребенку стать внутри обруча. Спросить у него, где он стоит? Где сидят остальные дети? Аналогичные игры можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию.

Упражнения с одним обручем

На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке одна геометрическая фигура. Дети по очереди располагают фигуру в соответствии с заданием воспитателя. Например, внутри обруча – все синие фигуры, а вне обруча – все остальные. Затем проводится беседа с детьми по следующим вопросам:  какие фигуры лежат внутри обруча? (Синие.)  какие фигуры оказались вне обруча? (Не синие.) Важно то, что внутри обруча лежат синие фигуры, и никаких других фигур там нет. Свойство фигур, лежащих вне обруча, определяется через свойство тех фигур, которые лежат внутри обруча. Эту игру можно повторять много раз. Важно все время называть новое свойство фигур, которые будут лежать внутри обруча. Это может быть другой цвет, размер или форма фигур.

В подготовительной группе работа направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами. У детей формируется умение обобщать геометрические фигуры одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствие каждого:  по наличию обоих заданных свойств;  по их отсутствию;  по наличию одного и отсутствию второго свойства. Такие игры проводятся с двумя пересекающимися обручами. Воспитатель показывает детям два обруча разного цвета, например, синий и красный. Эти обручи укладываются на полу так, чтобы получилось пересечение обручей. Далее воспитатель предлагает одному ребенку встать так, чтобы он находился внутри красного обруча, но вне синего; второму – чтобы он находился внутри синего, но вне красного; третьему – чтобы он находился и внутри красного, и внутри синего, а четвертому – вне красного и вне синего. Эти игры учат детей ориентироваться в областях, полученных на плоскости в результате пересечения обручей. Упражнение с двумя кольцами

 Вариант 1. У каждого ребенка два кольца разного цвета и набор геометрических фигур, отличающихся цветом, размером и формой. Детям предлагается разложить фигуры следующим образом: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, а в белое кольцо собрать все треугольники. На первых порах у ребят вызывает затруднение вопрос, куда положить красные треугольники? Красные треугольники должны попасть в пересечение колец, так как эти фигуры обладают сразу двумя свойствами: они и красные, и треугольные. После выполнения практической задачи проводится беседа по следующим вопросам:  какие фигуры в желтом кольце?  какие фигуры в белом кольце? почему есть фигура, которая попала в пересечение колец?  почему есть фигуры, которые лежат вне колец? (Они не красные и не треугольные.) Аналогично можно выполнять классификацию по цвету и размеру, по форме и размеру.

Помоги медведям

В эту игру можно поиграть с самыми маленькими детьми 2-3 лет. Классифицируя предметы по цвету, малыш легче усвоит название цветов.

Попросите малыша помочь разобрать вещи: в большую корзину надо сложить предметы красного цвета для папы Медведя, а в маленькую корзинку — предметы желтого цвета для Мишутки.

Назови одним словом

Попросите малыша рассказать, что он видит на картинке, назвать предметы на картинке одним словом.

Расставь вещи на полки

Дайте ребенку предметные картинки и предложите разложить вещи на полки, ориентируясь на их принадлежность к той или иной группе

Что лишнее?

Попросите ребенка назвать, что или кого он видит на картинке, и что здесь лишнее и почему.

Четвертый лишний

Ребенку предлагаются карточки с геометрическими фигурами, ему необходимо определить какая фигура лишняя, ориентируясь на форму и на цвет фигур.

Кто больше

Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым. Цель- назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе, например, предметы посуды.

Какой предмет лишний?

Ель, дуб, береза, липа;

Чайник, сковорода, кастрюля, тарелка;

Пальто, куртка, шуба, платье.

Использование дидактических игр на классификацию и обобщение способствует расширению и активизации словаря, развитию речи, логического мышления, мыслительных операций.

"Овощи – фрукты"

Упражнять в узнавании изображений знакомых овощей и фруктов, сравнении их вкусовых характеристик. В игре используются предметные картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи.

Воспитатель предлагает отгадать загаданный плод по одному из признаков: вкус, величина, твёрдость.

"Животный мир"

Отрабатывать навыки классификации, закреплять знания о природном мире (животный мир), умение строить серриационный ряд по заданному признаку.

Детям предлагается набор картинок с изображением представителей животного мира (картинки должны включать изображения представителей разных классов).

Признаки, по которым могут быть упорядочены картинки: Степень опасности для человека, размер, особенности кожного покрова, повадки и др.

Перед игрой дети с помощью воспитателя выкладывают соответствующий поставленной задаче ряд.

  • От самого крупного до самого мелкого,
  • От самого пушистого к самому гладкому,
  • От самого смелого к самому пугливому…

Примечание: следует обратить внимание детей на относительность понятия «опасен для человека».

"Овощи – фрукты"

Упражнять в узнавании изображений знакомых овощей и фруктов, сравнении их вкусовых характеристик.

- В игре используются предметные картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи.

Воспитатель предлагает отгадать загаданный плод по одному из признаков: вкус, величина, твёрдость.

ПР:

  1. Это яблоко (деление ряда на 2 части)?
  1. Этот фрукт (овощ) слаще (кислее), чем яблоко?

Аналогично строится работа на основе другого признака: этот фрукт (овощ) твёрже, чем…, этот плод крупнее, чем…

"Где живет?"

Учить детей определять разные места нахождения объектов.

Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и типичное место нахождения рукотворных объектов.

Проводится с детьми с трехлетнего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы, формы и средства организации деятельности с одаренными детьми в рамках реализации целей и задач направления «Физическое развитие»" (консультация для педагогов)

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. И...

Методы, формы и средства в организации деятельности воспитанников

Наиболее действенными методами и приемами для повышения эффективности образования считаю нестандартные формы занятий (занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-с...

" Методы, формы и средства воспитания культуры общения у старших дошкольников"

консультация для воспитателей о воспитании культуры общения у старших дошкольников....

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...

Методы, формы и средства обучения

Программно-методические и дидактические материалы (методы, формы, средства обучения и воспитания)...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...