Консультация – практикум «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Афонасьева Олеся Александровна

Консультация – практикум  «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_praktikum.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

МА ДОУ «Детский сад №15»

Консультация – практикум

«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Несмотря на развитую систему образовательных учреждений, ответственность за всестороннее развитие ребенка и подготовку его к жизни в обществе лежит в первую очередь на семье. Ведь именно родители являются первыми воспитателями и учителями малыша, они учат детей познавать окружающий мир, подражать взрослым, приобретать жизненный опыт, усваивать нормы поведения, общаться.

В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, неврологу).

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слуховое внимание. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

Замечая грамматические ошибки в речи ваших детей исправляйте их.

Большое внимание уделяйте развитию у детей умения сравнивать, обобщать, противопоставлять. В этом вам поможет игра, так как игра сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Игры, направленные на развитие речевой активности:

(можно использовать во время детских праздников, когда к ребёнку пришли гости)

«Живые картинки»

Разделитесь на команды, каждая команда придумывает свою «картинку», в которой нужно изобразить кто и что делает. Одна команда показывает, другая отгадывает. Игра проходит гораздо интереснее если вместе с детьми в ней участвуют взрослые.

«Красивые слова»

Взрослый выбирает любой предмет или объект для подбора к нему определений, метафор, сравнений, олицетворений, который должен иметь яркие, характерные признаки. Ребёнок не назвавший слово выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся в игре.

Одними из игр, направленных на развитие речи ребенка, являются словообразования уменьшительно-ласкательных форм существительных. Вариантов этих игр может быть множество.

«Предметы»

Попробуйте называть ласково любые предметы, которые вы видите в доме. Используя мяч, мама называет большой предмет, ребенок, возвращая его – маленький.

Очень важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами.

«Закончи предложение»

Слон большой, а комар... Камень тяжелый, а пушинка... Днем светло, а ночью ...

«Добавь словечко»

Дети добавляют одно общее слово к двум словам:

Дерево, цветок – что делают? (растут). Мяч, яблоко – какие? (круглые).

Большую роль для развития словаря и грамматических форм речи играют наблюдения на прогулке. Старайтесь развивать у детей умение видеть и чувствовать красоту окружающей нас природы, побуждайте их высказываться об увиденном. В процессе наблюдений у детей активизируется и пополняется словарный запас, совершенствуется навык построения отдельных грамматических конструкций.

Например, во время прогулки используйте такие словарные игры и упражнения:

«Назови части дерева»;

«С какого дерева листочек?» (С березы. Какой лист? Березовый);

«Какие птицы прилетели?» (Ворона, воробей). Какая ворона? (Большая, любопытная, голодная, смелая). Что делает ворона? (Ходит, каркает, прыгает, ищет еду).

Игр на развитие речи детей существует очень много, но помните речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности.

Наиболее сложной для многих детей является монологическая речь – составление рассказов по картинке или сочинение истории по серии картинок, рассказа из личного опыта. Обратите внимание, и, возможно, вы сами заметите, что часто повествование ребенка состоит из отрывочных, не связанных между собой фактов, словарь ограничен, однообразен.

Мы хотим предложить несколько игр, которые в дальнейшем помогут ребенку свободно и красиво говорить.

«Отвечай быстро!»

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:

Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч) 
высокий, прочный, кирпичный ... (дом) 
рыжая, пушистая, хитрая...(лиса) 
зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

«Распространение предложений»        

Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

Игры для подготовки к чтению

«Бросаемся слогами»

Играть можно и вдвоем, и большой компанией, как и в предыдущей игре, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово. 
Примеры: 
- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.
- Са - …молёт; …поги; … мовар. 
- Де - …рево; …вочка; …ти.

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –ска.

«Цепочка»

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль. 
Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

«Добавь букву»

Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. 
Выигрывает тот, кто называет целое слово.

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Для того, чтобы заниматься развитием речи, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...

Консультация для родителей "Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"

Эта консультация поможет родителям лучше понять своих детей и правильно оценить их возможности....

Консультация. Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Это методический материал в помощь инструктору по физической культуре о строении и особенностях развития организма ребенка старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Методы и приёмы математического развития детей старшего дошкольного возраста, структура занятия"

Основные структурные компоненты компоненты занятия это: организация детей (вводная часть), основная и заключительная части. Раскрывается значение этих компонентов занятия. И как лучше их проводить. Оп...

Консультация для родителей «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области личностного и психического развития детей старшего дошкольного возраста....

Консультация «Культура речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи мы понимаем владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления....

КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)

Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...