Консультация «Культура речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Черепинова

Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи мы понимаем владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechevogo_razvitiya.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Культура речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Учитель-логопед

Черепинова Л.Г.

Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи мы понимаем владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Речь ребенка в старшем дошкольном возрасте служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, а также является источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях осуществляется в единстве с формированием всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической, как необходимого условия становления культуры речи в целом.

Составной частью общей речевой культуры является звуковая культура речи. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Для этого на занятиях применяются артикуляционные, дыхательные гимнастики, упражнения, направленные на нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов.

В основе звуковой культуры речи стоит правильное звукопроизношение. В ст. гр. 19 детей имеют нарушения звукопроизношения разной степени тяжести, в под. гр. у 3-х детей идет период автоматизации поставленных звуков в словах, остальные дети (83%) имеют норму звукопроизношения.

Одним из необходимых условий обучения детей правильно производить звуковой анализ и синтез слов, подготовки их к овладению чтением и письмом является сформированность фонематического слуха. В старшей группе фонематический слух недостаточно сформирован у 7 человек, в подготовительной группе фонематические процессы не сформированы у 5 человек.

Говоря о культуре речи дошкольников, рассматриваем ее, как совокупность коммуникативных качеств речи, обращаясь к формированию таких из них, как логичность, точность, выразительность, т. к. они наиболее значимы и формируемы у детей старшего дошкольного возраста. Для этого я работаю над обогащением словаря тематическими группами слов, закреплением представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты, транспорт и т. д.), работаю над правильным пониманием значений многозначных слов, знакомлю с синонимами и антонимами разных частей речи - существительных, прилагательных, глаголов, формирую умение отбора слов и точность словоупотребления.

Для того чтобы сформировать речевую культуру дошкольников необходимо научить детей правильно строить предложения. В старшей группе у 50% детей развитие связной речи не соответствует возрасту, дети допускают ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций. У 10% устная форма речи сформирована недостаточно. В подготовительной группе у 75% детей связная речь соответствует возрастной норме.

В кабинете учителя-логопеда существуют определенные правила, с которыми дети знакомятся в начале учебного года. Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их в повседневной жизни. Данная работа в совместной и самостоятельной деятельности учителя-логопеда с детьми, позволяет каждому ребёнку соблюдать правила культуры речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Консультация "Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста"...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций

•Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры

Статья пиводит примеры и прктические советы по  развитию речи у старших дошкольников....

Консультация – практикум «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Консультация – практикум  «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»...

Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края в образовательном пространстве ДОО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкорто...