Выступление на немедийную встречу с родителями Тема "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
консультация

Бивол Марианна Захаровна

ДОКЛАД

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НЕМЕДИЙНУЮ ВСТРЕЧУ С РОДИТЕЛЯМИ


ТЕМА: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила: Бивол М.З.

Воспитатель МКДОУ д/с №5 г. Чехова



Чехов, 2019 год

 «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев»                                                                                                              (В.А. Сухомлинский).    

                                                         

Добрый день, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают» и др.

Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

 

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы, завязывает шнурки и многое др.

Как же развивать мелкую маторику у детей?

Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает  «Сороку – белобоку»  и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, шнуровки, игры с прищепками, игры с крупами, лабиринты, пазлы, мозаики и многое другое. Дети постарше с удовольствием рисуют, лепят из теста или пластилина, собирают конструктор, делают поделки, аппликации и др.  Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. 

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с некоторыми из них.

 

Самый известный метод – это пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры со стихами, скороговорками.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры:

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибать пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.- ходьба пальчиками по столу

Бабу снежную лепили. - имитировать лепку комков

Птичек крошками кормили, - крошить хлебушек всеми пальчиками

С горки мы потом катались.

Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А еще в снегу валялись.

Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли, - отряхивать ладошки

Съели суп и спать легли.

Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Массаж может быть без предметов и с предметами (колючим массажным мячиком, природными материалами, самомассаж с прищепками, массаж резиночками для волос, массаж зубной щеткой и др.).

«Утюжок»                       

  Карандаш я покачу

  Вправо-влево – как хочу.

Самомассаж ладоней щёткой для волос

«Ежата»

Гладит мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

Самомассаж с прищепками

Игры с прищепками тоже развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко.

(Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

Кыш!

Кусается больно котёнок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я не играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! О. Крупенчук

Гусь

Гусь стоит и все гогочет-

Ущипнуть тебя он хочет!

Кусь, кусь, кусь!

Никого я не боюсь!

Массаж бусами

Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.

Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Игры с крупами

  • Перебирать крупы как Золушка;
  • сделать поделки;

Также можно поиграть в игру «Поиск сокровищ»

В сухой бассейн – емкость с крупой спрятаны мелкие игрушки. Задача найти их.

Для родителей (для мам и детей) предлогаю игру:

  • Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
  • Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.

Внимание, взрослые!

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания, удерживаться от обвинений в адрес малыша: «Что у тебя за руки-крюки?!» и не злиться, когда очередная деталь сервиса будет разбита. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не при чем. Особое внимание развитию навыков руки ребенка должны уделять родители.

В детских дошкольных учреждениях педагоги  большую часть времени уделяют занятиям на мелкую моторику: дети рисуют, пишут, лепят, работают с ножницами. Все это – залог успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать .

Методическая работаМелкая моторика у детей дошкольного возрастаДля чего нужна мелкая моторика и как ее  развивать  . 1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развива...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

Выступление «Синельная проволока как один из методов для развития творческих способностей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В.А.Сухомлинский «Ру...