РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
консультация

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_vystupleniyu_sheina.o.a.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

        

Шеина О.А. воспитатель

ГБДОУ детский сад №25 Калининского района

Санкт-Петербурга

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Дошкольный возраст –время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В детстве происходит активное накопление нравственного опыта. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

             Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

     Изучив литературу о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который   показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.        
             Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к современной, так и к народной.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играют фольклорные праздники и развлечения.

Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания.  В нашем детском саду   роль фольклорных праздников сводится не только к развитию эмоциональной сферы ребенка.  Это вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры, приобщения к истокам русского народного искусства.

В течение года мы обязательно ведём работу о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха.

         Цель фольклорного праздника - познакомить детей с историей России, народными обычаями и традициями.

  В нашем детском саду фольклорные праздники являются традиционными.  Уже многолетней традицией является проведение фольклорного праздника Масленица, в процессе подготовки и проведения которого дети знакомятся с произведениями устного народного творчества (пословицами поговорками, потешками, частушками, загадками, за кличками), народной музыкой, играми, персонажами фольклора (скоморохи, Весна-красна, Масленица и др.) Традиционно праздник проводится на игровых площадках с участием воспитателей, родителей. Дети и взрослые исполняют народные песни, частушки, рассказывают пословицы и поговорки о весне и солнышке, загадывают загадки. Приятным и ожидаемым завершением является угощение участников праздника пышными, душистыми, «с пылу, с жару» блинами.

В    ноябре   проводится праздник «Дары осени» приобщение детей к крестьянской культуре и быту.

      Зимой, после новогодних каникул в   детском саду весело и задорно проходят «Святки -  колядки».  Ребята старшего дошкольного возраста заранее вместе с родителями готовятся к празднику - разучивают колядки, мастерят костюмы.

            Особенно заинтересовал детей     народный обычай -  святочное гадание «Кем я буду, когда вырасту».    Весной, в первую неделю апреля отмечаем «День птиц».  Ждем и   кликаем     перелетных птиц.   Распеваем весенние           песенки.

              Особенностью проведения утренников, приуроченных к таким государственным праздникам, как день защитника Отечества (проводиться спортивный досуг совместно с родителями) и день Победы, является приглашение гостя- ветерана или военнослужащего с рассказами о нашей доблестной армии, о долге служения Отечеству. В результате таких встреч наши воспитанники знакомятся с военной формой различных родов войск, военными Наградами, важными для нашей страны историческими событиями, проникаются уважением к защитникам Родины.

Еще одной многолетней традицией нашего коллектива являются целевые экскурсии к памятнику воинам - интернационалистам. Такие мероприятия сопровождаются литературно-музыкальными композициями с участием наших воспитанников, а также ветеранов. Целью таких мероприятий является ознакомление дошкольников с ритуалами возложения цветов и «минуты молчания», а также воспитание чувства гордости за Россию, за народ, выстоявший в столь тяжелые годы.

Поддерживая интерес детей, насыщаем народные праздники   творческими импровизациями, сюрпризными моментами, обеспечивая естественное приобщение детей к национальным традициям.

На каждом фольклорном празднике используем кладези народной мудрости -  приметы, пословицы и поговорки о сезоне года, труде людей.

 Главной целью в своей работе по данной теме ставлю создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

      Особое внимание уделяю привлечению родителей к праздничной народной культуре.  

       Одобряя опыт детского сада по приобщению детей к истокам народной культуры, родители стали активнее принимать участие в подготовке и проведению праздников.

               Таким образом, совместными усилиями   коллектива детского сада и родителей   осуществляется приобщение детей   к народной праздничной культуре, национальным традициям, утверждаются в их сознании фундаментальные   духовные и эстетические ценности.

Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе. В результате проведенной работы подтвердилось то, что игры благополучно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников» - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников" - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике...

Духовно – нравственное воспитание дошкольников. (из опыта работы)

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Представленный материал является результатом работы  по использованию цифровых образовательных ресурсов в духовно - нравственном воспитании дошкольников....

"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

laquo;Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.СухомлинскийИгра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ...

Публикация "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: из опыта работы "

В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей на этапе дошкольного обучения в условиях детского сада. Раскрываются основные направления, содержание и формы работы с воспит...

"Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" (из опыта работы по дополнительному образованию детей).

Выступление на районном методическом объединении по художественно-эстетическому развитию дошкольников....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Учитывая ее актуальность, нами был разработан  проект, целью которого было организовать эфф...