Составление сказок с детьми младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Горелова  Елена  Ивановна

Детское речевое творчество, несомненно, должно быть связано с созданием сказочных текстов. Для того, чтобы научить ребенка самостоятельно составлять сказку, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление сказок с детьми младшего дошкольного возраста

     1-2 сл. Область речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной; развитие речевого творчества. А так же, знакомство с книжной культурой, восприятие художественной литературы, как своего народа, так и народов других стран, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

   Большую роль здесь занимают сказки. Ведь сказки не только знакомят с историей России, русской культурой, обычаями, но и заставляют детей смеяться и сопереживать, волнуясь за героев, учат отличать добро от зла, правду от лжи, дают первые понятия о справедливости, совести, чести, благородстве и заслуженном наказании, они заставляют любить окружающий мир.

   3 сл. Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, и составление новых сказок на основе изменения известных.

   Детское речевое творчество, несомненно, должно быть связано с созданием сказочных текстов. Для того, чтобы научить ребенка самостоятельно составлять сказку, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст.

  4 сл.  Используя в работе технологию ТРИЗ мы можем выделить несколько моделей:

  • Модель составления сказки с помощью метода «Каталога»,
  • Модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»,
  • Модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»,
  • Модель составления сказки с помощью метода «ТПФ»,
  • Модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

      Далее мы остановимся на методе «Каталога».

    5 сл. Воспринимать и понимать алгоритм составления сказочного текста могут дети в том случае, если педагогом качественно проведена подготовительная работа.

   Обязательным условием является чтение.

   На знакомых сказках дети учатся выделять характерные особенности сказочных текстов; определять в сказке главных героев, их характер, свойства. Дети сами учатся делать вывод, что сказка может происходить в любом месте, что героем сказки может быть любой объект.

   Работа по подготовке к составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада может быть организована с 3 - летнего возраста через систему творческих заданий.

   Система обучения составлению сказок может быть построена при условии последовательного подбора игр и игровых упражнений.

 

6 сл. Предлагаю поиграть.

«Я назову героя, а вы его действия».

Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя.

 Ход: Воспитатель предлагает героя из сказки. Например: Коза из сказки «Волк и 7 козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условие: говорить только глаголами. Н-р: жила – была, ходила, наказывала, пела и т.д.

«Я назову действия, а вы угадаете героя».

Цель: Учить детей узнавать сказочного персонажа по перечисленным действиям.

Ход: Воспитатель называет действия героя, а дети должны угадать сказочного героя, который выполнял эти действия. Н-р: гуляла, собирала, заблудилась, пришла, жила, испекла, обманула, вернулась и т.д. Кто это?

«Из какой сказки эти слова?»

Цель: Учить детей угадывать сказку по волшебным словам.

Ход: Воспитатель произносит слова, а дети называют сказку, в которой эти слова присутствуют.

-бежала, хвостиком махнула…

-по амбару помела, по сусекам поскребла…

-тянут, потянут, а вытянуть не могут…

-сидит заинька, плачет…

-увидел он девочку и закричал тонким голосом…

   7 сл. Кроме игр и упражнений, по работе со сказкой, мы используем схематизацию сказки. Этот метод не новый – он используется разными авторами. Для схематизации мы взяли не только обозначения объектов, но и действия объектов и значки-признаки (на примере сказки «Колобок»).

   8 сл.  Описание метода «Каталога»

   Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году.

   Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.).

9 сл. Алгоритм составления сказок по методу «Каталога»  

  1. Выбор какой-либо книги для сочинения сказки (истории) по ней.
  2. Обращение к детям с вопросами, на которые они “находят” слова на открытой странице текста.
  3. Постепенный сбор в единое целое, ответов, “найденных” в книге.
  4. Придумывание названия составленной сказки.
  5. Восстановление всего текста кем-нибудь из детей.
  6. Воспроизведение базовых шагов создания сказки. Выведение последовательности вопросов.

7.Организация продуктивной деятельности.

  10 сл.  С детьми трех - трех с половиной лет как вариант метода каталога проводится игра "Чудесный мешочек". В нем могут находиться игрушки или картинки, которые являются первыми объектами для составления 3-4 предложений связного текста.

   Примерная цепочка вопросов для детей 3 - 4 лет:

  • Жил-был... Кто?
  • С кем он дружил?
  • Пришел злой... Кто?
  • Кто помог друзьям спастись?

11 сл. Примерная цепочка вопросов для детей 5 - 7 лет:

  • Жил-был... Кто?
  • Какой он был? (Какое добро умел делать?)
  • Пошел гулять (путешествовать, смотреть...). Куда?
  • Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать?)
  • Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был?
  • Как мог помочь главному герою?
  • Что стало со злым героем?
  • Где наши друзья сталь жить?
  • Что стали делать?

  • Правила поиска ответа на вопрос:
  • После вопроса  ”Жил - был кто?” ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком любое слово (“Жил-был... пенек!”). Значит, история будет про добрый пенек, который попал в беду.
  • Следующий “ответ” на вопрос ищется на любой другой странице.
  • Если слово, выделенное в книге, не соответствует нужной части речи, то его необходимо переделать в подходящее, либо найти другое на этой же строчке. Надо пытаться включить в текст создаваемой истории словосочетания или все предложение, указанное ребенком.
  • Книги должны быть незнакомы детям.
  • Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:
  • Задавать вопросы, открывать книгу, “собирать” сюжет в быстром темпе.
  • Эмоционально реагировать на каждый “найденный” ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
  • Устраивать некоторую импровизацию (микро-представление).
  • Прекратить искать “ответы” в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории.
  • В конце дошкольного возраста роль ведущего может взять на себя ребенок. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
  • В некоторых случаях можно предложить детям рассказать дома придуманную сказку и проиллюстрировать ее с помощью рисунков.

     Для закрепления последовательности вопросов, с помощью которых создается сказочный текст, воспитатель предлагает детям их вспомнить.

   12 сл. Таким образом, метод Каталога готовит ребенка к усвоению более сложных моделей сочинения сказок. Рекомендуется с помощью этого метода научить детей составлять логически связанный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени. 

   Предлагаю поиграть. Игра «Чудесный мешочек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема моего инновационного педагогического проекта "Развитие связной речи, посредством составления сказок". Задачи моей работы с детьми во второй младшей группе: - Расширять словарный запас д...

"Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь, а речь ребёнка развивается с его мышлением. Мыслительные и языковые навыки дети приобретают при общении с окружающими. В мла...

Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию презентацию Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста....

Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста

Обучение дошкольников описательным рассказам — это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи. Методические рекомендации заинтересуют педагогов, работающих с детьми данног...

Консультация "Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"

Консультация "Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"...