Развитие связной речи дошкольника
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Абеева Айгел Айратовна

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления  связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления  связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем.  Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них

Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Как бы вы не устали, как бы не были заняты, найдите время ответить на вопросы малыша.

Художественная проза и поэзия воспитывают в ребенке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание. Иллюстрации к книгам помогают ребенку лучше понять содержание произведения. Отложите все дела и почитайте ребенку. Читать надо неторопливо,  четко, выразительно.

После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки.

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится.

Таким образом, для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

- Занимайтесь с ребенком ежедневно. Продолжительность занятий не более 20 минут с детьми 5-6 лет и 30 минут-с детьми 6-7 лет

- Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту

- В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте  ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте,

- Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается

- Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремитесь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша

- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.

Уважаемые родители!

Обязательно читайте ребенку! Желательно ежедневно. Это научит ребенка слушать, быть усидчивым.

 Разберите новые, непонятные для него слова.

Попросите пересказать понравившийся эпизод.

Задавайте вопросы по содержанию текста, выслушивайте полные, а не односложные ответы.

Рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. Можно попросить нарисовать, что понравилось ребенку.

Вовлекайте его в беседы.

Поощряйте его попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие.

Помогайте связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки.

Не торопитесь все рассказывать сами. Дайте ребенку возможность самому рассказать. Не торопите его.

Проговаривайте (составляйте) небольшие рассказы о событиях из личного опыта. Пусть он делится ими с другими членами Вашей семьи, воспитателями и друзьями.

Придумывайте свои концовки к сказкам

Если Вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с Вами не был.

Если ребенок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

Помните -  речь не передается по наследству.

Ребенок перенимает опыт речевого развития от окружающих!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Статья по работе с дошкольниками "Сказка как развитие связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о значение литературы в жизне ребёнка. Интересно изложены собенности восприятия литературы старшими дошкольниками. Отмечено какое значение сказка имеет не только на развитие ре...

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...