Развитие у детей мыслительных способностей
статья

Титова Светлана Анатольевна
В помощь воспитателям. Как правильно организовть деятельность детей, решая задачу развития у них мыслительных способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myslitelnyh_sposobnostey_u_doshkolnikov.docx88.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Титова С. А.

Развитие у дошкольников мыслительных способностей.

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку… И многое, многое другое.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющий на восприятие и мышление.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Задача педагога — направить его в нужное русло, научить ребенка думать, хорошо ориентироваться во всем, что его окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми он сталкивается в жизни, принимать самостоятельные решения.

Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Работая с детьми педагог не только реализует основную образовательную программу, но и, что особенно важно, развивает у них интерес к знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы.

Решая разнообразные задачи, дети постоянно убеждаются в том, что любая неточность, неаккуратность в работе приводит к ошибочным результатам. Таким образом мы воспитываем у них нравственно-волевые качества, необходимые будущему школьнику.

Поскольку основным видом деятельности дошкольника является игра, то большую часть поставленных задач педагог решает непосредственно в играх. Говоря детям «Давайте поиграем», мы имеем в виду «Давайте поиграем в математику». Дети от природы любознательны, стремятся к раскрытию многочисленных тайн окружающего мира. Пусть они не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя, в процессе игры дошкольники считают, измеряют, обобщают, устанавливают равенство, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения, радость от получения правильных результатов.

Интеллектуальные игры могут и должны играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.

Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 4 до 11 лет. Развитие мыслительных способностей тесно связано с сенсорным восприятием, так как решение ряда логических задач основано на сравнении по цвету, форме, величине. При этом нужно учитывать, что цвет и форма являются постоянными сенсорными эталонами, а величина — относительным, так как определение величины предмета происходит на основании установления места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, например, большая собака — это собака, величина которой больше величины большинства других собак. Но при этом она намного меньше самого маленького слона. Таким образом, в качестве эталона величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Предлагая решать детям подобные задачи, мы подводим их к пониманию того что все в мире относительно.

Опыт детей дошкольного возраста еще очень невелик, но и этот опыт играет значительную роль в установлении причинно-следственных связей, связей нового и незнакомого с уже знакомым.

Знания и умения легко укладываются у детей, если они ложатся на почву в некоторой степени подготовленную. В этой связи особое место в развитии мыслительных способностей детей имеет загадка. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Но загадка — это не только игра, а и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использовании речи-доказательства и речи-описания. Отгадка не составит затруднения при условии наличия соответствующего жизненного опыта. Существует несколько определений загадки. В. П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». По определению фольклориста В. И. Чичерова, «загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». Ю. Г. Илларионова определяет, что «загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса». Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития мыслительных способностей детей.

Загадки привлекательны еще и тем, что использовать их можно на прогулке, в играх, в труде и в быту.

Занимательные задачи, задачи-шутки, задачи, оформленные в стихотворной форме по своему характеру призваны переключить внимание ребенка, снять утомление, так как им присущи игровые действия, многократные повторения действий, фраз, чисел. Но на ряду с этим такие задачи обладают большой побуждающей силой воздействия как на эмоциональную сферу ребенка, его подражательную деятельность, так и на умственную активность.

Размышляя, как ответить на занимательный вопрос, объяснить ход решения задачи-шутки, ребенок поставлен в условия активизации собственных эмоциональных и интеллектуальных сил, проявления догадки на основе воспроизведения знаний, использования аналогии, деятельности в воображаемой ситуации. Естественно, что систематическое решение с детьми задач-шуток способствует развитию у них быстроты и логики мышления, способности выделять основное, абстрагироваться от несущественного, устанавливать связи, проявлять сообразительность и смекалку.

Примеры занимательных задач:

  • Со счетными палочками, где требуется убрать или переложить от заданной фигуры несколько палочек, чтобы получить другую
  • С разрезанием или разделением геометрических фигур, преобразование их в другие фигуры

Решение таких задач возможно, как в умственном, так и в практическом плане. Это зависит от степени развития у ребенка образного и пространственного логического мышления.

Задачи, оформленные в стихах, можно использовать для закрепления знаний о составе числа, об образовании следующего или предыдущего числа и т. д.

Для решения задач-шуток также включается логическое мышление.

Логические концовки также призваны мобилизовать имеющийся у детей опыт и активизировать словарь, например, если стол выше стула, то стул… (ниже стола) и т. д.

Таким образом использование в работе с детьми перечисленных выше задач в сочетании с дидактическими упражнениями, разнообразными играми, использование эффектных дидактических пособий решает задачи умственного развития детей, их познавательных процессов и мыслительных способностей.

Особое место в работе педагога с детьми занимает оценка результата деятельности дошкольника. Ни в коем случае не следует ругать детей за допущенные ошибки. Если таковые имеются, следует предложить ребенку найти их самостоятельно и исправить. Таким образом он учится анализировать, а найденная и исправленная ошибка запоминается и в следующий раз при сходных обстоятельствах не допускается. Ежели, невзирая на все усилия, задача не решается, уместнее отложить ее чем подсказать ответ. В следующий раз, решив задачу, ребенок испытает истинную радость познания, что станет движущей силой развития его познавательной активности. Так же к анализу результатов можно привлечь других детей. Обсуждая и анализируя вместе с детьми путь решения, педагог помогает ребенку понять ошибку и подводит к поиску нового способа решения.

Тактичный анализ причин, приведших к ошибке, поощрения познавательной активности ребенка, доброжелательный эмоциональный настрой позволяют детям правильно реагировать на неудачу, и не бояться высказывать свое мнение. Такой способ оценки превращает детей из пассивных, бездеятельных наблюдателей в активных участников обсуждения.

И так, развивая мыслительные способности детей посредством отгадывания загадок, решения занимательных задач, задач-шуток, логических задач можно быть уверенным, что к школе ребенок научится мыслить нестандартно, избегая определённых шаблонов и стереотипов, что станет важным шагом на пути к становлению креативной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей музыкальных способностей через использование музыкально-дидактический игр

Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности.Основное значение музыкал...

«Использование игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей»

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи детей на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьюте...

Развитие у детей коммуникативных способностей через развитие мелкой моторики

Мелкая моторика рук- это разнобразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика- движение всей рукой и всем телом. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки на...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька"  (для детей от 5 до 6 лет)...

«Развитие у детей творческих способностей через приобщение детей к народному творчеству». для детей подготовительной к школе группы 2016 г.

проект формирование основ народного творчества через художественно - творческую деятельность....

ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...

«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени....