Развитие у детей музыкальных способностей через использование музыкально-дидактический игр
методическая разработка по музыке по теме

Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности.Основное значение музыкально-дидактических игр- формирование у детей способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученых на занятиях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие у детей музыкальных способностей через использование музыкально-дидактических игр.

     

                                     «Только тогда музыка может

                                         выполнить свою эстетическую,

 познавательную и воспитательную роль,

                                                   когда дети научатся   по-настоящему

                                            слышать ее и размышлять о ней».

        (Д. Б. Кабалевский)

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально- дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, движение под музыку, игру на инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

   Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

    Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Их главная задача — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Вместе с музыкой они переживают и радуются, грустят и смеются, то есть испытывают определенные чувства.

Чтобы научить детей  чувствовать музыку более глубоко, необходимо помочь ребенку ее пережить, пропустить ее через себя. В этом ребенку помогут игровые приемы, используемые во время слушания Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять музыкальные образы, я использую музыкально-дидактические игры. Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста использую различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

Например, в «Чудесный мешочек» могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятия. Звучат знакомые мелодии: «Зайчик», М. Старокодомского, «Медведь» В. Ребикова или «Медвежата» М. Красева. Дети узнают мелодии, и после этого игрушки достаются из мешочка. Они здороваются с детьми, кланяются. Это могут быть необыкновенные мягкие игрушки. Такая игровая форма обучения нравится детям, они активнее включаются в разговор с куклой.

Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Если у меня в руках кошка, то сначала обязательно читаю стихотворение о ней, дети поют песню, затем кошечка танцует под музыку, играет на каком-либо инструменте ( барабане, погремушке), а в конце занятия она обязательно поиграет с детьми. Та же структура остается, если я прихожу с куклой, мишкой, зайкой.

В игре « Птица и птенчики» использую лесенку, игрушки большая и маленькая птица. Я играю высокий звук, дети должны определить какая это птица большая или маленькая. Затем играю низкий звук. Игра продолжается несколько раз. В конце игры выбранный ребенок подходит к столу, где находится лесенка с птицами и по звучащей ноте должен поставить большую птицу на нижнюю ступень лесенки, а маленькую на верхнюю ступень.

  Для закрепления знакомых песен  использую игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на баяне; 2-3 детей должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально; узнать песню, сыгранную на металлофоне или баяне.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?», помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью использую различные дидактические средства: ложки, кубики, погремушки, ритмические палочки, колокольчики, музыкальные и ритмические  молоточки.

Постепенно благодаря играм дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части (вступление, заключение, запев, фраза). Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки хорошо использовать в группах старшего возраста музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию».

Игра «Музыкальная шкатулка» также может быть использована для закрепления знаний о различных музыкальных произведениях. Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов..

Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.

Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообраз- ным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

    Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей двух лет желательно использовать в музыкально-дидактических играх разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например, перед занятием я  надеваю куклу из кукольного театра (петрушку, зайчика, петушка) и приглашаю детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям Петрушки, которые он показывает: хлопают в ладощши, приседают, кружатся и т.д. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения в упражнениях.

Если в раннем детстве ритмическая деятельность малышей характерезуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения.

 Большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движении, пляски, придумать свой танец, используя знакомые плясовые движения.

 Творческие задания на музыкално-ритмические движения можно сочитать с игровыми моментами. Например, под знакомую пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского предлогала детям придумывать свои движения. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный.

С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно, с творческими элементами выразительности двигаться под музыку (вначале – это плясовые мелодии, затем – небольшие пьесы).

Еще А. С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила. Точно выполняли задания, связанные с содержанием игры. При объединении детей надо учитывать особенности каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей ребенка посредством музыкально-дидактических игр

        Что такое музыкальность? Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в развитии ребенка....

Конспект музыкального занятия с использованием музыкально-дидактических игр «В гости к Бабушке-загадушке»

Цель: Использовать музыкально - дидактические пособия и игры в различных видах музыкальной деятельности. Развитие музыкальный   слух и координацию движений в игровой формеЗадачи:1. Познакоми...

"Методические основы музыкального воспитания с использованием музыкально-дидактических игр"

Основное назначение музыкально-дидактических игр-формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме.Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развива...

Программа по самообразованию «Развитие музыкально-сенсорных способностей через актуализацию музыкально-дидактических игр и пособий»

Одной из важнейших задач в педагогическом процессе дошкольного учреждения является развитие музыкальности детей, формирование у них музыкально-сенсорных способностей. Основная роль в их развитии прина...

Мониторинг музыкальных способностей с помощью музыкально-дидактических интерактивных игр средний старший возраст

Мониторинг музыкальных способностей позволяет оптимизировать работу муз.руководителя. Позволяет быстрее выявить музыкальные способности ребенка....

Конспект музыкального занятия с использованием музыкально- дидактических игр и здоровьесберегающих технологий. "В гости к бабушке-загадушке"

Конспект музыкального занятия с использованием музыкально-      дидактических игр и здоровьесберегающих технологий.  ...