Главные вкладки

    Памятка "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста."
    консультация

    Черных Екатерина Сергеевна

    Развитие графических навыков, является важным условием успешного обучения в школе. Кто и как должен заботиться об этом, раскравается в данной памятке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pamyatka_razvitie_graficheskih_navykov_u_doshkolnikov.docx75.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодировки звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) (Н. А. Агарковой).

    Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями; основа развития психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и речи.

    Графомоторные навыки - это способность правильно удерживать пишущий предмет; целенаправленное умение ребенка рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединят точки, правильно писать буквы; контролировать собственную деятельность.

     

    Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом, можно наблюдая за его изобразительной деятельностью, и при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста.

    Взрослых должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

    Изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребенка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

    Огромная роль в формировании правильного навыка принадлежит не только педагогам, но и семье — ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, которые воздействуют на ребенка вне стен ДОУ. Успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии ДОУ и семьи.

    Педагоги, развивая графомоторные навыки ребенка, должны владеть методикой обучения детей рисованию во всех возрастных группах детского сада. В методике указывается что, начиная со второй младшей группы (во втором полугодии) воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом. Эти основные приёмы рисования закрепляются при использовании различных техник рисования. В последующем в средней группе уже ребенка учат закрашивать предметы красиво, дорисовывать их, но при этом чтобы научиться закрашивать красиво, ребёнок должен понять: движения карандаша и кисти не могут быть беспорядочными, линии следует проводить в одном направлении-сверху вниз или слева направо, по косой. 

    Современная школа предъявляет большие требования к первоклассникам. В начале дети чаще всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладывается в общий темп работы.

    Практика убедительно доказывает, что и педагогам, и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыка письма, почерка, возможную скорость, темп на разных этапах обучения.

    Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.

    ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА

    Все частные случаи можно условно разделить на несколько видов:

    - неправильное положение пальцев;

    - неправильное положение руки;

    - неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.;

    - слишком сильный (чаще) или слабый нажим при письме или рисовании;

    - неправильное положение тела.

    Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетание.

    ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ ПИСЬМЕ

    Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора — на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца — примерно 1,5—2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

    Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем не должна лежать на коленях — это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

    Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка:

    1. Недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш или ручку.

    2. Недостаточный опыт изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза еще не закрепились.

    Основной формой исправления и профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника.

    Дети 6—7 лет вполне способны сами контролировать эти действия.

    Чтобы ускорить процесс исправления, используйте несколько несложных приемов.

    Если неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, лишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше — во втором случае).

    Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, поможет обведение (а затем и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки.

    Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.

    Несколько чаще, чем у их здоровых сверстников, неправильный навык письма встречается у детей часто и длительно болеющих простудными заболеваниями. Причина заключается как в общей ослабленности их организма, так и в частых пропусках посещения ДОУ.

    Зачастую у первоклассников, в период освоения грамоты, петельки и крючочки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Механизмы формирования навыка письма сложны, его структура многокомпонентна.

    Письмо является сложной формой речевой деятельности. В процессе письма принимают участие различные анализаторы, между которыми устанавливается тесная связь. Западные исследователи считают, что межанализаторная интеграция достигает наибольшего развития у детей в возрасте 6 — 8 лет. С этого периода зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графомоторных движений и формирования графомоторных навыков. Было бы неразумно упускать возможность использования периода с 6 до 7 лет для подготовки дошкольников к письму.

    Обязательными условиями перевода устной речи в письменную являются достаточный уровень сформированности зрительного и слухового анализа и синтеза, пространственных представлений, двигательных функций руки.

    Если учесть, что стадия поэлементного написания букв в первом классе свернута до минимума, система графических упражнений в букварный период не разработана и уже с первых недель от детей требуют «безотрывного» написания слов, вопрос о необходимости подготовки старших дошкольников к письму встает очень остро.

    МАДОУ № 58

    г. Магадан ул. Гагарина 50 А, 65 03 88, 65 02 90

    Черных Е.С., педагог-психолог

    http://nsportal.ru/chernyh-ekaterina-sergeevna

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Детский сад комбинированного вида № 58»

    «Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста.»

    D:\Desktop\NR353ad53be4a438381dea68a8aa9d130f.jpg

    Вариант правильного двигательного навыка при письме.

    Составитель: педагог-психолог

    Черных Екатерина Сергеевна

    Магадан 2019


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи»

    В статье описываютя проблемы овладения навыками письма у детей в первом классе....

    Консультация "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"

    Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы: "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"...

    Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста

    Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.  Уделяя в дошкольном возрасте должно...

    Консультация "Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста"

    Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребёнка к письму....

    Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

    значимость формирования графических навыков детей дошкольного возраста...

    Консультация для родителей «Изобразительная деятельность как средство развития графических навыков у детей дошкольного возраста»

    Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.Развитие творче...