Консультация "Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребёнка к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_graficheskih_navykov.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста.

Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму.

Под графическими навыками подразумевается владение карандашом, умения рисовать, штриховать, обводить соединять по точкам и т.д. Графические навыки – один из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеточкам и т.п.).

Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие – с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции.

И это практически не зависит от возраста. Это происходит из-за того, что в основное формирования графических навыков лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологических механизм. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям овладения графическими навыками. Детям с такой проблемой нужна специальная помощь в подготовке руки к письму, иначе в школе она станет еще более очевидной.

Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку, у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно выделить следующие: развития мелкая моторика; развита зрительно-моторная координация; сформированное чувство ритма; общая моторная зрелость; развитые зрительное восприятие и зрительное внимание; сформированные зрительно-пространственные представления.

Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время знаний физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом.

Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него умения выполнять разные виды графических заданий. С учетом полученных данных педагог может постепенно предлагать воспитаннику более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий.

Также важным является работа с крупными изображениями, отработка каждого нового навыка словно «под лупой». Точно так же, как ребенок учится нанизывать сначала кольца пирамидки, потом крупные бусины, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык осваивается легче, если сначала ему предлагают выполнить требуемую действие в «увеличенном виде».

В этом случае дошкольник хорошо видит и понимает, что нужно сделать, ему легче скоординировать свою руку на крупном изображении, в результате он более качественно и осознанно выполняет задание. У него формируется правильное движение руки и моторная память, на которую он сможет опираться в дальнейшем, когда задания станут более сложным (более мелкое изображение, больше деталей, условий). Такой способ подачи материала поможет предупредить перенапряжение руки, которое неизбежно при работе с мелкими изображениями, а также при слишком раннем введении линованной бумаги и бумаги в клеточку во время занятий.

Перенапряжение руки во время рисования и письма имеет ряд негативных последствий как для здоровья ребенка (часто сопровождается нарушением ритма дыхания, повышенной утомляемостью, нарушением осанки), так и для подготовки руки к письму (неправильное распределение мышечного тонуса, мышечные “зажимы”, неправильная поза).

Если взрослые не учитывают особенностей методики формирования графических навыков, то выполнение графических заданий стоит дошкольникам таких титанических усилий, что у них возникает стойкое негативное отношению к рисованию, письму, графической деятельности вообще, а также сознание своей неумелости, неуспешности.

Существенной задачей при формировании графических навыков также является развитие свободных, плавных, ритмичных движений кисти руки ребенка. Для того чтобы дошкольник легко справлялся практически с любым графическим заданием, нужно, чтобы он обладал репертуаром «наработанных», автоматизированных движений. А плавность и ритм – это важные условия автоматизация движений, способность рисовать одной и другой рукой, с открытыми и закрытыми глазами являются показателями высокой подготовленности к обучению письму.

Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей. С целью эффективной организации работы по формированию графических навыков могут использоваться разные формы образовательной деятельности, но включение графического здания необходимо прежде всего в интересную для ребенка деятельность. Наиболее органичным для детей раннего и младшего дошкольного возраста будет выполнение графического задания в процессе изготовления поделки (нарисовать полоски на бумажном фонарике), а также в контексте сказочной истории, которую рассказывает или разыгрывает педагог.

В старшем возрасте используется те же приемы, но в более сложных вариантах, а также включение познавательного контекста (учимся рисовать иероглифы, как настоящие китайцы). Работая со старшими детьми, можно переходить к более условным сюжетом, делая акцент на качестве выполнения заданий. При этом не следует совсем отказываться от игрового контекста. Можно также опираться на интерес дошкольников к письменности и «взрослым» видам работы: «писать письма», «чертить схемы», рисовать планы местности, зашифровывать или расшифровывать послания, во время графического диктанта «искать сокровища» и т.д. Количество «заданий ради задания» должно быть сведено к минимуму.

Таким образом, в дошкольном возрасте следует уделять особое внимания формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если уровень их графических навыков был низким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи»

В статье описываютя проблемы овладения навыками письма у детей в первом классе....

Консультация "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы: "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"...

Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста

Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.  Уделяя в дошкольном возрасте должно...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

значимость формирования графических навыков детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность как средство развития графических навыков у детей дошкольного возраста»

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.Развитие творче...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку руч...