Развивающие игры с кинетическим песком
методическая разработка

Кузнецова Вероника Аркадьевна

Развивающие игры с кинетическим песком для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_kineticheskim_peskom2.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

СБОРНИК ИГР С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ

Знакомство с правилами игры с песком

Целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр:

  • Стараться не высыпать песок из песочницы.

«Принцесса песочного мира» загрустила, потому что её подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Она просит вас: Береги малыш песчинки – не выбрасывай их из песочницы, если случайно песок высыпался – покажи взрослому, он поможет вернуться обратно в песочницу.

  • Нельзя выбрасывать, подбрасывать песок. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются в других детей.
  • Нельзя брать песок в рот.

«Принцесса песочного мира» очень любит, когда у детей чистые руки и носики. Поэтому после игры с песком или водой – вымой ручки и покажите чистые ладошки зеркалу.

 Завершая игры в песочнице, ребёнок разбирает свои постройки, складывает игрушки по местам, разравнивают песок, кладёт ладошки на поверхность песка и произносит слова благодарности:

В ладошки наши посмотри

- Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок

– Ты всем нам подрасти помог!

Игры для детей от 1 года до 4-х лет.

Упражнение «Необыкновенные следы» (развитие тактильной чувствительности).

Предложите ребёнку изобразить с помощью рук на песке то, как передвигаются животные:

«Идут медвежата» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки - здороваются»).

Игра «Найди отличие». Развивает внимание и наблюдательность (3-4 года).

Предложите ребёнку слепить или нарисовать на поверхности песка любую скульптуру или слепить какой-то предмет. Затем он показывает её Вам, а сам в это время отворачивается. Вы изменяете некоторые детали и показываете полученное изображение ребёнку. Малыш должен заметить, что изменилось в картине. В процессе игры Вы можете поменяться ролями с ребёнком. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и др.

Упражнение «Песочные человечки». Рисуем ручками на песке.  Для того, чтобы нарисовать человечков на песке, выровняйте его и нарисуйте человечка. Потом попросите ребёнка нарисовать человечка пальчиком (можно чередовать пальчики).

Смешные человечки

В песочнице живут,

И без горячей печки

Куличики пекут.

Игра «Я пеку, пеку, пеку». Ребенок "выпекает" из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, игрушки и т.д.

Игра «Игрушки – потеряшки». Ищем игрушки в песке. Возьмите небольшие игрушки (например, от киндер-сюрприза) и спрячьте их в песок. Предложите их найти ребёнку, например, по форме (шарик, кубик, колечко и т.д.)

Игра «Заборчики». Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.  

Игра «Козлик».

Строим горы из песка,  

Над горами облака.  

Скачет козлик по горам:  

Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие.  

Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала создайте из песка «высокую гору», а затем «низкую гору». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите «козлика». Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка. Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами. Главное для малыша в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

Игра «Матрёшки». Выкладываем на песке контуры из природного материала, пуговиц, стекляных камешков, мозайки и т.д. Для того, чтобы сделать бусы для матрёшки, нарисуйте на песке круг и попросите ребёнка выложить по его контуру камешки (можно усложнить задачу, например, задав чередование камешков по определенному алгоритму. К примеру, желтый, красный, и.т.д.). Таким образом можно выложить и саму матрёшку.

У хорошеньких матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные.

Издали приметные.

Игра «Тигр в клетке». Зоопарк в песочнице. Для того, чтобы посадить тигра в клетку, нам понадобятся веточки и тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки. Предложите ребёнку по этому контуру втыкать палочки, посадите туда тигра. При желании можно устроить целый зоопарк в песочнице.

У тигра страшные клыки,

И когти очень велики.

Но не боятся тигра детки,

Потому что тигр в клетке!

Тренируем навыки владения ножом.

Все родители очень хотят побыстрее научить ребенка орудовать этим опасным предметом, но при этом так же всем страшно доверить нож в неумелые ручки малыша. Кинетический песок станет отличным материалом для тренировки.

Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож или менее опасный столовый нож и предложить нарезать хлеба или приготовить бутербродики. Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.

Игра «Домашний огород». Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

По взмаху волшебной палочки одна часть песочницы превращается во фруктовый сад, другая – в огород. Детям предлагается посадить огород и сад. После выполнения задания ребёнок рассказывает, что где растёт. Родитель просит ребёнка описать овощи и фрукты по форме, цвету и вкусу.

Игра «Цветные заборчики». Сенсорное восприятие.

На столе вперемешку лежат счетные палочки различных цветов.  Родитель просит ребёнка выбрать из них палочки определённого цвета и построить заборчик. Потом другого цвета. Можно предложить ребёнку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

        Игры для детей от 4-х до 7 лет.

Физкультминутка «Рыбки».

Рыбки плавали, плескались (выполняем волнообразные движения ладоней)

В мутной тёпленькой воде (ребро ладони касается песка)

То сожмутся, разожмутся (сжимаем в кулак и разжимаем пальцы).

То зароются в песке (закапываемся пальчиками в песок).

Далее выполняем самомассаж рук с использованием массажного мячика – катаем мячик по песку вперёд-назад, влево-вправо, по кругу. Выполняем сначала ведущей рукой, потом ведомой, а затем двумя руками одновременно.

Игра «Разгадай загадку». В эту игру можно играть даже с малышами. Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления. Для игры понадобятся песочница с кинетическим песком и маленькие игрушки.

Ребёнок отворачивается, а педагог прячет в песке игрушку – ответ к загадке. Далее ребёнок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать её и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.

Игра «Классификатор». Развитие внимания, умение классифицировать по заданному признаку.

Ребёнку даётся задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Родитель предлагает ребёнку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребёнок в это время отворачивается, а родитель в это время убирает одно животное. Ребёнок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложняется, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью. В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

Игра «Ковёр-самолёт для принцессы». Научить детей понимать количественные и качественные соответствия предметов (больше-меньше, выше-ниже, слева-справа), закрепить знания о геометрических формах.

Материалы: треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.

Педагог рассказывает сказку:

В сказочном царстве принцесса жила, очень красива, добра и мила,

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти, в заморские страны её увезти.

Построим ребята ковёр-самолёт.

Нашу принцессу он точно спасёт.

Далее предлагается детям сделать для принцессы волшебный ковёр-самолёт, украшенный геометрическим орнаментом. После выполнения задания ребёнку задаются следующие вопросы:

  • Найди и покажи самый маленький круг
  • Найди и покажи самый большой квадрат
  • Назови фигуры, которые расположены внизу, вверху, слева и справа
  • Назови, каких цветов фигуры на ковре-самолёте больше?
  • Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.

Игра «Спрячь игрушки». 

Педагогический замысел: сформировать у детей умение определять количество предметов на основе слухового и тактильного восприятия, прятать это количество в песок, используя всю плоскость стола-ванны с песком, а затем доставать заданное количество предметов из песка.

Оборудование и материалы: песок, подносы по количеству детей, мелкие пластмассовые игрушки или природный материал (каштаны, орехи, ракушки).          

Содержание игры. Взрослый говорит детям: «Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать (закопать) их в песок так, чтобы они располагались по всей ванне с песком. Потом мы вместе будем их искать». Ребёнок закапывает игрушки, а взрослый ему помогает, затем ребёнок вместе с родителем, отыскивают их и называют. Взрослый продолжает: «Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь я буду хлопать в ладоши, и ты возьми столько игрушек, сколько хлопков он услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Ребёнок показывает правильное ли количество игрушек он взял, а затем прячет их в песке. Ребёнку можно предлагать одинаковое или разное количество хлопков.

После того как ребёнок возьмёт нужное количество игрушек (природного материала), спрячет их в песке, взрослый просит достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек), сколько раз он хлопнет в ладоши: «Я хлопаю в ладоши, а ты считай мои хлопки, а потом достань из песка столько игрушек, сколько хлопков ты услышал».

Рисуем фигуры на песке

Педагогический замысел: научить ребенка рисовать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях.

Оборудование и материалы: песок (можно также использовать крупу, например, манку или пшеничку), подносы – ванны для песка, рамки — геометрические фигуры из мягкого полимера, пластмассовые объемные геометрические тела, повязка на глаза.

Содержание игры. Родитель завязывает ребенку глаза и предлагает ему потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я завяжу тебе глаза, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т. д.

Игра «Чудо – пекарь».  Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого он может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками маму, папу и кукольное общество. Также, можно украсить пирожные – тортики различными материалами (бусинами, стеклянными камешками и т.д.)

Игра « Найди бусинку». Положите разноцветные камешки и бусинки в коробочку – это будет клад. Закопайте его в песочнице, а ребенок должен найти спрятанное сокровище (можно создать карту-схему по поиску сокровищ). Эту игру можно сопровождать сказкой о пиратах, которые очень давно спрятали богатства именно на этом месте, где сейчас находится песочница. И задача ребёнка - найти их, за что он получит приз. Чем таинственнее будет ваш рассказ, тем интереснее ребенку будет заниматься поисками.

Игра  «Закопанное сокровище». Обозначьте небольшую площадку, на которой будет происходить игра. Один из вас прячет хорошо заметную раковину или другой небольшой предмет, зарыв их неглубоко в песок и разровняв это место. (Никто не должен подглядывать.) Затем он медленно отсчитывает время, пока другой игрок или игроки протыкают песок палочкой, пытаясь найти спрятанный предмет (также, можно искать предмет, передвигаясь по песочному полю пальчиками- указательным и средним). Дети могут меняться ролями, или пусть взрослый закопает несколько предметов, а дети ищут их все вместе.

Игра «Буквы». Обучение алфавиту и чтению.

Для увлекательного и быстрого запоминания букв Вы можете их смоделировать вместе с детьми из песка. Оживите эту букву с помощью глазок, ротика и др. предметов. Поговорите с детьми об этой букве, о том, какие слова начинаются на эту букву.

Игра «Прятки». Прятки обучающие. Вы можете прятать уже не просто игрушки, а цифры или буквы и просить детей найти определенную цифру или определенную букву.

Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв слова. Вы задумываете слово, записываете его на бумажке и предлагаете ребенку найти в куче кинетического песка нужные буквы для составления слова.

Игра «Поймай солнечный луч». Используя фонарик-указку, водим световым лучом по песочнице. Ребёнок должен не отрывая пальчика от песочницы, пройти путь светового луча. Можно менять руки.

Игра «Траспорт». По углам песочницы 4 города. Используя разные виды транспорта, перевозим пассажиров и грузы из одного города в другой.

Упражнение «Страна наших чувств». Снятие психоэмоционального напряжения.

Предложите ребёнку на ровной поверхности песка нарисовать или слепить свой страх. Затем необходимо разрушить скульптуру, чтобы получилась ровная поверхность, страх исчез. На том же месте, где был изображён страх, предложите ребёнку создать «весёлую картинку» из материала и фигурок, которые нравятся ребёнку.

Игра «Учимся считать». Данная игра поможет обучить ребёнка порядковому счёту. Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребёнку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать Вам как ее найти.

Дидактическое упражнение «Дорожка из счётных палочек». Цель – учить ориентироваться на плоскости, развивать умение дослушать задание до конца, мелкую моторику рук. Для игры понадобятся счётные палочки, мелкие игрушки. Дети указывают друг другу направление движения: 2 палочки вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо – здесь живет котик; 2 вверх, 3 налево, 1 вверх – здесь живет волк; 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живет – белка. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начало пути) – от камешка.

Литература:

Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59.

Грабенко, Т. М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С. 26 – 29

Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»

 Кондратьева, С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития: развитие естественнонаучных представлений /

 Некрасова, Е. Играем с песком, водой и глиной / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6.

 

 

 Подготовила: педагог-психолог ГБДОУ центр развития ребёнка – д/c №129 Кузнецова В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с кинетическим песком для детей

Игры с кинетическим песком для детей...

Мастер-класс для педагогов "Игры с кинетическим песком"

В ходе мастер-класса  вы познакомитесь с инновационной арт-терапевтической техникой основным инструментом, которой является уникальный по своему составу песок, то есть «кинетический песок»,...

Развивающие игры с кинетическим песком

Закреплять свойства кинетического песка, сенсорные эталоны, развивать моторику рук....

Мастер – класс для педагогов «Развивающие игры с кинетическим песком» (Использование инновационной арт – терапевтической техники).

Задачи: Знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности....

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий с кинетическим песком "В гостях у Песочного человечка" для детей 4 -5 лет.

В программе представлена система коррекционно-развивающей работы с использованием кинетического песка: методические рекомендации, тематическое планирование, картотека игр и упражнений с кинетическим п...