"Волшебные пальчики"
консультация

Мастер класс по пальчиковым играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_veselye_palchiki.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс:

«Волшебный мир пальчиковых игр»

Воспитатель: Порозова В.В.

Свой мастер класс я хочу начать с разминки.

Игра «ладошки»

Покажите все ладошки

и потрите их немножко.

дружно хлопните раз пять(хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

продолжайте потирать! (потирают руки)

мой сосед такой хороший!

я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны)

и другой сосед хороший-

и ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)

руки вверх поднять пора (поднимают руки вверх)

крикнем дружное: ура! (машут руками)

Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают(ответы)

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

 У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать работу внутренних органов. (Мизинец - сердце, безымянный палец - печень(почки), средний - кишечник, указательный - желудок, большой – голова). Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя мелкую моторику и активизируя  тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение  организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1 Игра  стимулирует развитие речи.

2.Создает благоприятный, эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

3.Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.

4. Усиливается контроль за, выполняемыми движениями, при сопровождении их, стихотворными строчками.

5.Развивается память ребенка, воображение и фантазия.

Пальчиковые игры - как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. 

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. 

Для развития мелкой моторики  разработано много интересных методов и приемов. В дошкольных учреждениях педагоги используют основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. 

    В своей работе для развития мелкой моторики использую:

  Пальчиковую гимнастику (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). 
•Использую  различные  приспособления (массажные мячики, прищепки, карандаши, платочки, семена). 
•Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки). 
•Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. 
•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). 
•Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). 
•Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант). 

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру.

Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, и вы в них поиграете. 

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Начнем с пальчиковых игр – игр-манипуляций. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Уважаемые участники, вы все прекрасно знаете такие игры как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был? », «Этот пальчик – дедушка» и т. п.

«Этот пальчик хочет спать» показ надавливаем на подушечку каждого пальчика. 

Игры с надавливанием на подушечки пальцев, «Я здороваюсь везде»

Пальчиковая гимнастика -  самомассаж решает множество задач в развитии ребенка:

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь;

повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

снимает тревожность.

 «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.

Еще один способ развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами, которые я очень люблю использовать в своей работе. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать: массажные мячи, карандаши, прищепки, шишки, орехи, камешки, бумагу, платочки, губку и др.

Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом. 

 (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь)

Султанчики с  разными эмоциями цветом волос, на разных ножках,  где детям можно предложить следующие задания

• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

 • катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного),

 поочерёдно правой и левой рукой;

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик.
Быть послушным научу.

Пальчиковая гимнастика с платочками.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек) 

«Стираем носовой платочек»

намочить платочек; намылить, потереть, прополоскать, отжать, встряхнуть, повесить сушить.

Я платочек постираю,

а потом прополоскаю, отожму,

встряхну, повешу,

и прищепкой пристегну.

 

«Дружно пальчики сведите,     

И платок в ладонь возьмите».
Ребёнок  сдвигает   пальцы,   захватывая

платок, поднимает ладонь, удерживая платочек между пальцами.

 «Змейка быстрая ползёт, поиграть ребят зовёт» - дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцами, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. 

Игры с бумагой.

   Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

На ладошку положите.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотрите,

На что похоже говорите!

Мы с детьми мнем, рвем и из этой бумаги, делаем сухой бассейн,  прячем и ищем  в нем мелкие игрушки,

Игры с бельевой прищепкой

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от большого к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Шла купаться черепаха и кусала всех от страха,

кусь, кусь, кусь, кусь, кусь, кусь  никого я не боюсь.

Гусь стоит,

И всё гогочет.

Ущипнуть тебя он хочет.

Га – га – га!

Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, елке, вырезанным из картона, лучи солнышку, хвостик морковке, и т. д. 

«Морковка»

Прицеплю листочки ловко,

И получится морковка.

Игры с шишками                                                                                                                Шишки, словно ёжики,

Колются чуть – чуть.

Покатать в ладошках

Шишку не забудь.

Сжимание и разжимание шишек.

Упражнение можно проводить двумя руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.

Я сильнее всех на свете!

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать,

Буду руки развивать.

Левую и правую,

Правую и левую.

Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

1. Самомассаж в «сухом бассейне»

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку. 

Игры с пинцетом

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания.

Пальчиковые игры на основе сказок.

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр.

 Можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Тренируйте пальчики!

станет рука сильной,

головушка умной,

а речь красивой.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа изостудии "Волшебные пальчики".

ЗадачиРисование§  Совершенствовать у детей технику рисования пастелью, акварелью, гуашью, простым карандашом, восковыми мелками;§  Учить детей применять нетрадиционные техники художественной...

"Волшебные пальчики". Ким Е.А.

Предлагаю вниманию коллег картотеку пальчиковых игр, которую разработала сама и очень часто использую в своей работе. Данные игры можно использовать с детьми разных возрастов для развития мелкой мотор...

кружок по развитию мелкой моторики пальцев рук "Волшебные пальчики". занятие "Зимняя сказка" (средняя группа)

занятие ,развивающее мелкую моторику, композиционные умения, восприятие цвета. в гости к детяи приходит сказочный персонаж и игает с детьми....

Занятие в старшей группе "Волшебные пальчики"

Занятие направленное на развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, двигательной координации....

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Консультация для родителей "Волшебные пальчики"

Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста...

МАСТЕР КЛАСС "ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ"

МЕТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ РУК...