Растим маленьких исследователей или как развивать у детей любознательность
консультация (старшая группа)

Елена Алексеевна Мясникова

Дайте ребёнку почувствовать себя исследователем, научите его задавать вопросы и получать ответы на некоторые из них самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobrani.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-

                         ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ

                         Родительское собрание

                                      на тему:

«Растим маленьких исследователей или как развивать у детей любознательность»

 

Уважаемые родители!                                                                                                      Мы сегодня предлагаем поговорить о развитии познавательной активности у детей. Кто, как не родители, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить его предпочтения, к чему он проявляет особый интерес, а к чему равнодушен.                                                                                                

Задача взрослых – пробудить интерес к знаниям.

Все дети  – пытливые исследователи окружающего мира, и задача взрослых поддержать любознательность , ответить на вопрос, по возможности выполняя практические действия.

Вы, конечно, хорошо понимаете, что именно собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни: будь то его первые попытки донести до рта свою руку или запустить самодельный бумажный самолёт.  Словесным объяснением здесь не поможешь. Причем его наблюдательность, внимание, память и мышление развиваются особенно интенсивно, потому что ребенку самому интересно узнать что-либо.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Исследовать, открывать, изучать можно и нужно дома вместе с ребёнком.  Можно Искусственно создавать проблемную ситуацию, которую дети могут решить самостоятельно, но не сразу. Можно совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов, проводить опыты и наблюдения, вместе делать выводы.                                                                      Например, камень тонет, а дерево нет? Что делают из дерева? Почему из стекла не строят дома и т.д.? 

Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют.                                                                          

Простые опыты помогут вашему ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Он познакомится с различными свойствами веществ: растворимостью, их взаимодействием и превращениями - замерзанием воды и таянием льда, кипением воды; с основными физическими явлениями: магнитным и земным притяжением, электричеством, отражением и преломлением света и др.

Единственный минус в самостоятельном опыте — это неизбежные ошибки и опасность,  от которых так хочется оградить ребенка. Но главная ваша задача — научить ребенка помнить о безопасности своей и окружающих.

Выделите ребенку в квартире уголок для проведения опытов, помогите найти коробочки для хранения необходимых материалов, требуйте, чтобы на рабочем месте был порядок, опыты с огнем и острыми предметами проводите обязательно вместе.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений

Некоторые примеры опытов, которые заинтересуют ребёнка:                     Надуй шарик с помощью  лимона                                                                                     Что необходимо приготовить: Сок одного лимона, 3 ст.л. уксуса, 1,5 ст.л. воды, одну чайную ложку пищевой соды, шарик, стакан и пустую бутылку из-под   лимонада.

1. Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельном стакане смешай сок лимона  с уксусом и вылей в бутылку

3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой.

 Шарик будет надуваться. Пищевая сода и  сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.

Мыльное кораблекрушение

Что необходимо приготовить

Иголку или булавку, чашку с водой, пинцет и пипетку с жидкостью для мытья посуды.

Проведение опыта 

1. С помощью пинцета осторожно положи иголку на воду так, чтобы она не утонула.

2. Набери пипеткой жидкость для мытья  посуды и капни немного в воду. Иголка погрузится в воду. На поверхности воды ее удерживает эластичная пленка, образующаяся   от   взаимопритяжения молекул воды. Мыльная пена уменьшает притяжение молекул, разрушая пленку, поддерживающую иголку.

  Как проткнуть картошку

Что необходимо приготовить

Сырую картофелину и две соломинки для коктейлей.

Проведение опыта

1. Положи картошку на стол. Зажми соломинку в кулаке и подними над картошкой на высоту примерно 10 см.

2. Резким движением воткни соломинку в картофелину. Соломинка согнётся и не проткнёт картошку.

3. Возьми вторую соломинку. Закрой отверстие вверху большим пальцем.

4. Резко  опусти  соломинку.   Она  легко войдёт в картошку и проткнет её. Дело в том, что большим пальцем ты задерживаешь воздух в соломинке, который укрепляет изнутри её стенки. Поэтому она становится такой сильной.

Ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. Он постигает основы Мироздания!

И здесь детям обязательно нужна ваша помощь. Экспериментируйте дома вместе с ребенком — это поможет вам разнообразить семейный досуг.

Поддерживайте увлеченность ребенка делом от начала до конца эксперимента. На всех этапах ребенок должен почувствовать свою причастность к открытиям.

Примите некоторые советы или рекомендации                                                                                      

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Растим детей любознательными"

Материал для родителей детей старшего дошкольного возраста...

Родительское собрание «Растим детей любознательными».

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления....

Консультация для родителей на тему :" Растим детей любознательными"

Любознательность – недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью.Источником для появления и формирования любознательности явля...

Развиваем познавательные интересы детей «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

—Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.—Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.—Развитие творческих задатков ...

Консультация «Растим маленьких исследователей»

Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры- экспериментирования. Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помо...