"Занимательные игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях"
консультация (средняя группа)

Студенкова Оксана Олеговна

В консультации рассказывается, какие занимательные игры можно использовать для развития мелкой моторики рук в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

             Занимательные игры для развития мелкой моторики рук
                                      в домашних условиях

Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Одним из важных аспектов развития дошкольника, является развитие мелкой моторики координации движений пальцев рук.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

- в связи с развитием познавательных способностей;

- в связи с развитием речи;

- развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д. Б. Эльконин).

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М. М. Кольцовой, Л. Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.

Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук. .

Хотим рассказать, как можно использовать занимательные игры на развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях.

В играх используются подручные, домашние материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как

• Перемотка ниток;

• Завязывание и развязывание узелков;

• Уход за срезанными и живыми цветами;

• Водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

• Собирание разрезных картинок;

• Разбор круп;

• Работа с тестом.

Сегодня мы подобрали лучшие игры для развития мелкой моторики, которые помогут сделать пальчики ребенка ловкими и умелыми.

Катание шариков. Задача ребенка катать маленькие шарики по столу или по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали. Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и одним пальчиком (в последующих играх).

Маленький пекарь. Сделайте тесто, раскатайте его и предложите ребёнку украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей.

Сортировка. Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Первое, что надо сделать – познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы, которые есть в доме: фасоль, горох, греча, пшено, манка.

Перемешайте в одной коробке на выбор: два вида бусин, горох и фасоль, ракушки и камушки, пуговицы разной формы и размера. Попросите ребенка помочь вам рассортировать предметы. Сортировать можно по цвету, по форме, по размеру. Сначала ребенок сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп. Например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую. Важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).

Пересыпание. С помощью воронки, совка или ложки пересыпайте разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

Наполнение бутылки мелкими предметами. В обычную пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики. В конце закройте бутылку крышкой и дайте ребенку погреметь получившейся погремушкой.

Разминание пластилина. Для развития мелкой моторики очень полезно разминание пластилина. Причем для активизации работы пальцев обычный твердоватый пластилин гораздо полезнее, чем мягкий.

Вдавливание мелких предметов в пластилин. При помощи бусин, семян, ракушек и мелких камушков ребенок сможет делать картины на пластилине.

Игры-шнуровки. Отлично развивают мелкую моторику ребенка деревянные шнуровки, также хорошим помощником в обучении будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать. Можно сделать шнуровку самому: вырежьте из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделайте дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Дайте ребенку цветной шнурок и пусть продевает его в отверстия.

Развязывание и завязывание узелков, бантиков, плетение косичек, расстегивание и застегивание липучек, пуговиц, кнопок, крючков, молний, умение снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки. На одежде малыша должны быть разные застежки, пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок. Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля и нанизывайте их.

Упражнения с бумагой. Давайте ребенку мять и рвать бумагу. Это поможет ему тренировать силу рук, учиться захватывать, тянуть, разрывать. Из полученных кусочков можно делать аппликации, скатывать бумажные шарики, рвать бумагу на полоски, квадраты.

Резиновая груша. Купите в аптеке маленькую резиновую грушу. Нажимая на нее, ребенок получит струю воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. С помощью груши можно поиграть в футбол и загнать струей воздуха ватку в ворота.

Работа с пульверизатором

Оборудование: Пульверизатор, ватка.

Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота (коробочки) с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора. Загоняйте ватку в ворота соперника.

Так же пульверизатор можно использовать в домашних условия для полива домашних растений, пусть ребенок самостоятельно работает пульверизатором и протирает листья растения ваткой. Нужно объяснить ребенку что протирая листья мы даем возможность дышать растением. Приобщаем детей к любви к живому.

Разворачивание и заворачивание предмета в бумагу. Когда ребёнок     развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

Открывание и закрывание баночек (раскручивать и закручивать крышки). Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно ребёнок потренируется разворачивать и сворачивать бумагу.

Болты и гайки. Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

Прищепки. Развешивайте кукольную или настоящую одежду при помощи прищепок. Вырезать круг и дать ребенку сделать солнышко и т. д

Наматывание. Дайте ребенку толстую нитку, палочку или катушку, пусть наматывает и разматывает. Можно обматывать нитками небольшие игрушечные фигурки.

Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите ребёнку, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет весело вертеться в разные стороны.

Точки по контуру можно на листе бумаги нарисовать букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Это поможет быстрее достичь желаемого результата.  А подобное времяпрепровождение принесет не только пользу, но и радость, веселье ребятишкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад №93  г.Карталы»...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях"...

Консультация для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях"

Консультация для родителей в которой собран материал по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях....

Занимательные игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанны...

Занимательные игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанны...

Занимательные игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях.

Игры для развитя мелкой моторик в домашних условиях....