Уровни развития речи ребёнка 3 лет
консультация по развитию речи (младшая группа)

Коровина Ольга Владимировна

 Есть определённые ориентиры, о которых родители должны знать.Например, в 3 года малыш должен уметь строить сложные предложения: «Я не пойду гулять, потому что на улице холодно».Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов. Если на вопрос: «Какого цвета шарик?» - он отвечает «класного» вместо «красного», - всё в порядке, хуже, если вы услышите «класная». В 3 года ребёнок должен интуитивно чувствовать родной язык и правильно использовать в разговорной речи категории рода, падежей и предлоги. Какое отношение это имеет к произношению? Прямое: усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребёнка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки – «р» или шипящие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroven_razvitiya_rechi_rebyonka.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Существуют ли нормы развития речи ребёнка?

Твёрдых, конечно, нет, потому что процесс освоения речи у каждого индивидуален.

Тем не менее есть определённые ориентиры, о которых родители должны знать.

Например, в 3 года малыш должен уметь строить сложные предложения: «Я не пойду гулять, потому что на улице холодно».

Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов. Если на вопрос: «Какого цвета шарик?» - он отвечает «класного» вместо «красного», - всё в порядке, хуже, если вы услышите «класная». В 3 года ребёнок должен интуитивно чувствовать родной язык и правильно использовать в разговорной речи категории рода, падежей и предлоги. Какое отношение это имеет к произношению? Прямое: усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребёнка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки – «р» или шипящие.

Как проверить уровень развития речи?

  • Если вас что-то настораживает в речи ребёнка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите её вместе. «Кто здесь нарисован?» -«Мальчик». – «Что он делает?» - «Играет», - «А во что он играет?» - В мячик». – «Какого цвета мячик?» - «Синего». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребёнок.
  • Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (синий, нет синего мячика, беру синюю чашку и пр.).
  • Неправильно произносит звуки? Чётко определите какие. Подберите картинки с «проблемными» звуками: например, если малышу плохо удаются шипящие, значит, на картинках будут шарики, мишка, щенок; если «с» - солнышко, велосипед, часы и т.д.
  • Бывает, что ребёнок переставляет слоги или вместо одних звуков произносит другие, например, говорит «букек» вместо «букет». В таких случаях чётко произнесите слово в двух вариантах и предложите малышу выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить слово по-прежнему. Ничего удивительного: он ещё не научился слышать себя. Запишите разговор с ним на диктофон и дайте ему послушать.

Развитие произношения (совместная работа с малышом)

  • Гимнастика для язычка.
  • Игры-тренировки, позволяющие ребёнку почувствовать звуки и научиться правильно их произносить.
  1. Для начала отработайте с малышом вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Объясните ребёнку, что вдыхать воздух надо через нос, выдыхать – через рот, покажите, как это делать. Затем возьмите две картинки: на одной – нос, на другой – рот. Показывайте их ребёнку поочерёдно – он должен делать вдох и выдох, ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание. Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите подуть на пальчик, задуть свечку и т.д. Очень полезно для отработки правильного выдоха следующее упражнение. Положите на стол маленький кусочек ватки, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться.
  2. Ребёнок должен хорошо усвоить положение язычка при произнесении тех или иных звуков. Для начала задача должна быть совсем простой. Посадите его перед зеркалом: «Улыбнись, покажи зубки. Прижми язычок к нижним, теперь к верхним зубкам». Научите малыша чувствовать гласные звуки: «Положи ручку на грудь. Давай с тобой споём басом». Вместе с ребёнком тянете гласные низким голосом: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о» и т.д. Ладошкой он будет ощущать вибрацию звука.
  3. Теперь можно учиться правильному произношению.

а) Начнём со звука «с». Придумайте игру, которая бы облегчила ребёнку звукоподражание: «Поработай, как велосипедный насос: с-с-с». Получается? Значит берёмся за слова: «Найди слова, в которых ты слышишь насос, и в каких нет» (нос, пёс, мак и т.д). Правильное произношение звука «с» на выдохе обеспечит ребёнку в дальнейшем хорошее произношение звуков «э» и «ц».

б) Переходим к звуку «ш». («Как шипит змея?»)

в) Следующий шаг – добиваемся, чтобы малыш уловил разницу: произносим слоги с гласными: «са-ша», «си-ши», «су-шу», «со-шо» и т.д.

г) По такому же принципу работаем со звуками «ж» и «з», «ш» и «з», «ч» и «щ», «л» и «н».

 4. Теперь займёмся мягкими и твёрдыми звуками. Отличное упражнение – «язычок на качелях»: попеременно произносим «я-ля», «е-ле», надо пройтись по всем гласным, ускоряя темп. Мягкое «ль» учимся выговаривать так: «Открой ротик, пусть язычок потанцует по зубкам – ля-ля-ля! Быстрее, ещё быстрее!»

5. Понять разницу между «ы» и «и» поможет такая игра. «Я – большой медведь, ты – маленький. Давай поговорим на медвежьем языке». Вы произносите слоги с «ы» прямо по алфавиту: «бы», «вы», «ды»…, ребёнок – те же самые слоги со звуком «и». Чтобы играть было интереснее, используйте разные интонации: медведь сердит, доволен и т.п. Звуки «ы» и «и» помогают разработать подъём спинки языка: он то напрягается, то расслабляется – ребёнок начинает говорить более чётко.

6. После таких упражнений можно переходить к контролю произношения.  Проверьте, как получаются у малыша свистящие звуки. Сначала он произносит их с одной гласной: «си», «цы», «ас», «ос», потом смягчает «ась», «ось».

Через неделю-две ежедневных занятий с ребёнком вы увидите результаты. Если перемены заставляют себя ждать, стоит обратиться к логопеду. Занятия по исправлению дефектов речи обычно начинают с 5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня развития речи дошкольников

Эстрик Вера Яковлевнаучитель-логопед высшей квалификационной категориимуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»г. Ковдор, Мур...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Согласование ожиданий участников образовательного процесса к уровню развития речи дошкольников

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к...

Стимульный материал для выявления уровня развития речи детей средней группы

Данный материал будет интересен воспитателям детского сада, логопедам. В материале представлены предметные  картинки для выявления уровня развития речи детей средней группы. Материал соответстует...

Характеристика детей 3 уровня развития речи

Особенности развития речи детей с 3 уровнем...

Инновационные методы и приёмы в развитии мелкой моторики рук у младших дошкольников с низким уровнем развития речи

Данная статья рассказывает о нетрадиционных методах и приемах в развитии мелкой моторики рук младших дошкольников...