Мастер-класс для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!»
опыты и эксперименты

Новикова Любовь Сергеевна

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00081c07-fa8b2bfb.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для родителей

 «Экспериментируйте с детьми дома!»

Воспитатель: Дети по природе своей исследователи.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В средней группе особое внимание уделяется опытнической деятельности, где ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска уточняются знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формируются основы логического мышления и совершенствуется умение классифицировать, сравнивать, обобщать.

В процессе опытов словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы:

— обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;

— формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;

— продолжать формировать бережное, созидательное отношение к окружающему миру.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию.

Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группе созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы центры экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.).

В группе мы используем только элементарные опыты и эксперименты.

Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют различные материалы.

Например при изучении свойств бумаги дети узнали, что бумага рвется, мнется, не разглаживается, в воде намокает и т. д. Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго. Поэтому давайте не забывать, как легко её повредить и поэтому к бумаге нужно относиться бережно.

При изучении свойств бумаги мы проводили следующие опыты, которые сегодня повторим.

Воспитатель предлагает родителям сесть за столы 

Опыт 1 «Смять бумагу».

Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. (показ). Значит она хорошо мнётся. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось? Потому что дерево, из которого сделан стол – прочное, а бумага – непрочная.

Опыт 2 «Разрывание бумаги»

Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. (показ). Значит бумага хорошо рвётся.

(Дети пробуют разорвать салфетку, писчую бумагу и картон.) Бумагу можно разорвать, значит, она непрочная. Но салфетку разорвать легче, а картон – труднее. Обращаем внимание на свойство прочности бумаги разной толщины.

Опыт 3 «Вода и бумага»

Возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку, потом альбомный лист, а затем картон. Что заметили? (показ).

Салфетка быстрее намокла, потом и альбомный лист. Картон так же намок (еще раз напоминаем о разной прочности). Значит бумага намокает.

Опыт 4

Теперь возьмём ватную палочку, макнём её в йод и проведём по бумаге. Что увидели? (показ).

Да, мы видим на бумаге след. На бумаге остаются следы йода, масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д.

Опыт 5 «Горение Бумаги»

А теперь я возьму комок мятой бумаги и покажу вам очень опасный опыт. Я подожгу этот комок бумаги. Что произошло? (показ).

Бумага очень быстро сгорела. Значит, она горит, и это грозит пожаром, поэтому детям спички брать нельзя.

Опыт 6 «Говорящая бумага»

Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки?

Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». (показ).

Что услышали?

Бумага шуршит, скрипит.

Значит, она может издавать звуки.

Бумагу можно сворачивать, складывать, а значит можно делать из нее различные поделки.

Воспитатель: Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

Воспитатель раздает родителям памятки:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т. п.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными химиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Действуя вместе с детьми, вы становитесь ещё ближе друг к другу. Время, проведенное с ребенком, подарит вам душевное спокойствие, удовлетворение, чувство семейной сплоченности, зарядит вас энергией.

Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук"

показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей....

Мастер-класс для родителей «Эксперименты с детьми дома»

Мастер класс- для родителей "Эксперименты с детьми дома"...

Мастер класс «Экспериментируйте с детьми дома»

Мастер класс "Экспериментируйте с детьми дома" стенд для родителей...

Мастер – класс для родителей «Эксперименты с детьми дома»

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с пе...

Мастер-класс для родителей " Занятия с детьми дома. Игра "Домики"

Дидактическая игра  "Домики" поможет ребенку в формировании фонетико-фонематической стороны речи и позволит проводить не только полезные, но и интересные логопедические занятия дома....

Мастер-класс для родителей «Эксперименты с детьми дома»

Цель: повышение родительской компетентности.Воспитатель: Уважаемые родители, современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стерео...