Статья на тему: Сенсорное развитие детей 2-3 лет.
статья

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие - непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Сенсорное развитие детей 2-3 лет.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие - непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это.

В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Знакомство с формой и цветом предметов – пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке», лабиринт, развивающий домразвивающая улитка с формами, домик с вкладыши, рамки- вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию«Вкладыши»«Посади бабочку»«Разноцветные зонтики»«Разложи палочки по баночкам»«Большой, поменьше, маленький»«Определи на ощупь»«Один – много»«Длинный – короткий», и т. д.

Знакомство с величиной предметов – Матрешки, ведерки большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.

Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи»«фрукты»; детская посуда, мозайки разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.

Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.

Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком.

Общие рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

Двухлетние малыши чрезвычайно любознательны и обладают хорошей памятью. При помощи простейших средств развития ребенка, не требующих специальных знаний, нужно постоянно заниматься формированием его сенсорного восприятия.

  • Дома или на прогулке важно акцентировать внимание на форме и цветах окружающих предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами появятся в разговорной речи.
  • Слушая музыку или гуляя по улице, очень легко уделить время развитию у ребенка слухового восприятия. Достаточно обращать его внимание на звуки: называть звучащие музыкальные инструменты или просто фиксировать происходящее вокруг (лай собак, шум машин).
  • Развитие детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игровой форме. Используя игрушки разных форм и расцветок и постоянно произнося их качества вслух, родители учат малыша воспринимать понятия «большой-маленький», «много-мало» и т. д. Важно также в группе предметов выделить понятие «средний».
  • В процессе игры происходит и формирование представлений о геометрических телах и фигурах. Неоднократное повторение названий приводит к быстрому запоминанию и развитию у ребенка пространственного мышления.

Методики и средства сенсорного развития ребенка.

Наиболее эффективной формой занятий с детьми 2-3 лет являются дидактические и ролевые игры. Пособиями могут служить как многочисленные развивающие наборы, продающиеся в магазине, так и самостоятельно изготовленные материалы.

Складывание мозаик, пазлов и картин из различных геометрических фигур - не только увлекательное занятие, но и отличный способ сенсорного развития детей дошкольного возраста. Необходимо помогать малышу собирать фигуры, не ограничивая его самостоятельности.

Поиск на картинке различных заданных предметов (треугольник, круг) формирует представления о геометрических формах и тренирует внимательность и память. Игровая форма способствует привлечению внимания детей и сохранению интереса к занятиям на протяжении длительного времени.

Средства развития ребенка можно изготовить самостоятельно из цветной бумаги. Поиск и наклеивание на большой лист разноцветных геометрических фигурок увлечёт малыша не меньше, чем игра с покупным набором. При любой форме занятий очень важны контроль и помощь родителей.

В процессе игры совершенствуются тактильное и зрительное восприятие, музыкальный слух и концентрация. Все это в совокупности способствует эффективному творческому развитию ребенка. Чтение вслух детских сказок и рассказов отлично развивает воображение малыша, а из изготовленных совместно с родителями поделок (пластилиновых или бумажных фигурок) можно извлечь немалую пользу. Вашему ребенку обязательно понравится маленькая театральная постановка или ролевая игра с их использованием.

Критерии оценки сенсорного дошкольного развития ребенка.

Для контроля развития детей дошкольного возраста используется специальная система оценивания. В период от двух до двух с половиной лет малыш должен научиться следующему:

  • находить предметы четырех основных цветов и их оттенков, уметь называть некоторые из них;
  • правильно выбирать заданную фигуру или геометрическое тело из нескольких предложенных фигурок, различать, а также называть основные их типы (круг, кубик);
  • разбираться в размере предметов, правильно собирать матрешку;
  • самостоятельно собирать маленькую пирамидку и составлять простую башню из кубиков.

Развитие ребенка в последующие полгода жизни характеризуется следующими умениями и навыками:

  • способность назвать основные 4 цвета и различать их оттенки, а также умение подобрать цвет, соответствующий образцу;
  • знание названий всех основных геометрических тел и фигур, способность назвать их и подобрать по заданному образцу;
  • при выборе какого-либо предмета для игры ребёнок ориентируется по нескольким его критериям, например, форме и цвету;
  • способность собрать сложную матрешку (более трёх частей), пирамидку и башенку по заданному образцу;
  • применение средств дошкольного развития ребенка должно поспособствовать его умению к трехлетнему возрасту называть правильно фактуру предмета и его размеры.

Занятия и игры с ребенком должны быть регулярными. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста способствует не только совершенствованию систем восприятия окружающей действительности, но и формированию творческой, гармонично развитой личности.

Нормы сенсорного развития в возрасте 2-3 года

При нормальном развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:

  • выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;
  • нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;
  • сортировка предметов по различным характеристикам;
  • определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;
  • обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;
  • подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.

Занятия для сенсорного развития ребенка в 2-3 года

Чтобы сенсорные способности малыша развивались соответственно его возрасту, необходимо уделять внимание дидактическим и ролевым играм, в которых ребенок осваивает всевозможные манипуляции с предметами и учится самостоятельно определять весь спектр их характеристик.

В процессе подобных занятий не только улучшается способность к восприятию, но и активно развивается мелкая моторика пальцев, в результате чего стремительно расширяется словарный запас. 

Одними из самых эффективных и доступных игр, способствующих сенсорному развитию, для крошек в возрасте 2-3 года являются следующие:

  • составление пазлов из 4-9 деталей;
  • игры с деревянными вкладышами и конструкторами;
  • складывание узоров из простых геометрических фигур;
  • поиск предметов по силуэту;
  • собирание пирамидки;
  • изучение понятий «один» и «много» с использованием ярких картинок или игрушек;
  • веселые и заводные танцы под музыку.

Картотека дидактических игр по сенсорике для детей 2-3 лет.

Дидактическая игра «Разложи карандаши по стаканчикам» Цели: способствовать формированию умения различать цвета; совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. Описание игры: дети должны разложить карандаши по стаканчикам определенного цвета.

Дидактическая игра «Цветочная поляна» Цели: закреплять понимание размера; цвета; способствовать развитию моторики руки. Описание игры: выполнить задания: «Подбери серединку к цветку», «Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую», «Заверни у цветка красную серединку»

Дидактическая игра «Разложи яички в свои домики» Цели: способствовать формированию умения различать и правильно называть 4 основные цвета; побуждать совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. Описание игры: дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом, по возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическая игра “Пальчиковый сухой бассейн” Цели: способствовать формированию основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитанию усидчивости и терпеливости в работе; снятию эмоционального напряжения. Описание игры: попросить малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки.

Дидактическая игра «Божья коровка найди свою полянку» Цели: побуждать различать цвета, способствовать формированию умения подбирать предметы одинакового цвета. Описание игры: попросить ребенка посадить божью коровку на цветок такого же цвета.

Дидактическая игра «Мозаика» Цели: способствовать развитию мелкой моторики рук, образного мышления, воображения, художественного вкуса ребенка, умения ориентироваться на плоскости игрового поля, формированию умения различать и правильно называть цвета, проявлению творческой активности. Описание игры: попросить ребенка сложить узор, выложить дорожку определенного цвета и т.д.

Дидактическая игра «Волшебные прищепочки» Цели: способствовать развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Описание игры: прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика…)

Дидактическая игра «По грибы» Цели: побуждать подбирать предметы одинакового цвета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, способствовать развитию умения понимать слова «такой», «не такой», «разные». Описание игры: сложить в корзинку определенного цвета грибы такого же цвета.

Дидактическая игра «Одень куколку» Цели: закреплять умение зрительного и тактильного обследования предметов и материалов и умение анализировать их свойства и качества, упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику; побуждать детей называть предмет, его цвет; воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании. Описание игры: детали одежды одинаково цвета надевать одной кукле. Дидактическая игра «Разложи по тарелочкам» Цели: способствовать формированию умения детей различать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

Статья на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все иные формы познания строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ...

Статья на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Сенсорное развитие детей раннего возраста...

Статья на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранн...

Статья на тему: Сенсорное развитие детей 2-3 лет.

Сенсорное развитие и воспитание ребенка 2 – 3 года. У ребенка начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления был...

Статья на тему:«Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...