Статья на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все иные формы познания строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие - это непосредственное, чувственное отражение действительности в участии органов чувств - ушей, глаз, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств - всего лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sensornoe_razvitie.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Автор: Лакомова И.П. – воспитатель ГБДОУ детского сада № 65 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все иные формы познания строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие - это непосредственное, чувственное отражение действительности в участии органов чувств - ушей, глаз, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств - всего лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Существуют пять видов сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от наследственности, состояния органов чувств, а также непосредственно от развития органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются и в процессе спонтанного изучения мира, и в ходе специального обучения. И первое, и второе подразумевает предоставление для восприятия разнообразных сенсорных раздражителей. Так, например, тонкий вкус лучше разовьется у того человека, который с детства употреблял в пищу разнообразные продукты и изысканные блюда.
Ребенка с раннего детства необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Однако при этом нельзя не признать, что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь без визуальных (зрительных) ощущений, т.к. большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения. Именно с помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает и т.д. Немаловажное значение имеет для человека слух, ведь с его помощью человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку и т.д.
Жизнь без слуха и зрения делает человека инвалидом в силу того, что он не может вести полноценную жизнь.
Разнообразные осязательные ощущения, обоняние и вкус имеют не меньшую важность для человека, хотя и не являются доминантными. Обоняние позволяет человеку насладиться приятными запахами фруктов, приправ, парфюмерии, цветов; вкус дает возможность ощутить все разнообразие вкусовых качеств пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.
Начиная с 3 лет, значительное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами, а также способами их использования. Сенсорное развитие происходит как в повседневной жизни, так и во время занятий. Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) и в процесс конструирования; представления о величине и количестве предметов - на занятиях по формированию элементарных математических представлений и т.д. Осязание, вкус и обоняние продолжают развиваться в повседневной жизни.
Сенсорное развитие детей раннего возраста имеет огромное значение, так как:
- оно является базой для дальнейшего развития интеллекта;
- позволяет ребенку упорядочить представления о мире, которые он получает самостоятельным образом;
- развивает усидчивость и наблюдательность;
- повышает внимательность;
- расширяет словарный запас;
- положительно влияет на развитие всех видов памяти;
- развивает эстетическое чувство.
Восприятие внешнего мира начинает формироваться с младенчества и достигает своего максимума примерно к трехлетнему возрасту. К этому времени ребенок умеет уже определять цвета, формы и другие признаки отличия или сходства предметов. Развитие музыкального слуха позволяет дифференцировать виды звуков, их тембр и длительность.
Развитие сенсорных способностей лучшим образом достигается с помощью игр, пения, рисования, на занятиях с мелкими предметами быта и строительным материалом. Помогает ребенку развиваться взрослый человек - мама, папа или воспитатели в группах. При этом в возрасте 3-4 лет не так важно дать ребенку весь багаж знаний, как научить его воспринимать информацию и анализировать ее.
Планируя сенсорное развитие детей раннего возраста необходимо учитывать и их характерные особенности, и количество прожитых лет, и уровень их развития. Нельзя в одной группе сочетать малышей с разными показателями: одни станут отставать, другим будет не интересно знать очевидное. Очень важен фактор усложнения занятий и перехода от простого к сложному. При этом обучение должно быть последовательным и регулярным.
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....
Статья на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста".
Познание ребёнком окружающего мира...
Статья на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Сенсорное развитие детей раннего возраста...
Статья на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранн...
Статья на тему: "Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста".
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также вкусе, запахе и ...
Статья на тему: «Сенсорное развитие в раннем возрасте»
Особенности сенсорного воспитанияСенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и явлениях окружающего мира. От уровня сенсор...
Статья на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
В статье рассматриваются вопросы сенсорного развития детей раннего возраста, а также средства их стимулирования...