Конспект проведения родительского собрания на тему: «Экология и мы»
методическая разработка

Агеева Анастасия Петровна

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_-_viktorina_ekologiya_i_my.docx302.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения родительского собрания

на тему: «Экология и мы»

     Дата проведения: 29.04.19

     Форма проведения: викторина

     Участники: воспитатели, родители

     Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

     Задачи:

     Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе;

     Формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

     Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

План

  1. Организационный момент – вступительное слово
  2. Дискуссия с родителями на тему «Что такое экологическое воспитание»
  3. Выступление на тему «Экологическое воспитание детей»
  4. Викторина «Экология и мы»
  5. Итог собрания
  6. Рефлексия

     Предварительная работа: Подбор материала, проведение анкетирования родителей по теме собрания, оформление выставки книг, журналов, дидактических игр, макетов, плакатов, заготовка памяток – буклетов

Ход собрания

     Организационный момент – вступительное слово

     Цель: настроить на тему предстоящего разговора, создать располагающую эмоциональную обстановку.

     Добрый вечер, уважаемые папы и мамы!

     «Что значишь ты, без трав и птиц,

     И без любви к пчеле жужжащей,

     Без журавлей над хвойной чащей,

     Без миловидных лисьих лиц?

     Когда поймёшь ты, наконец,

     О человек, венец природы,

     Что без природы твой конец?»

     Одной из задач нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольника. Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада мы можем добиться определенных результатов в процессе экологического воспитания наших детей.

     Дискуссия с родителями на тему «Что такое экологическое воспитание »

Цель: выявить уровень знаний родителей о понятии экологическое воспитание.

     Уважаемые родители, как вы понимаете, что такое экологическое воспитание? (ответы родителей)

Выступление на тему «Экологическое воспитание детей»

     Цель: сформировать представления родителей о экологическом воспитании детей.

     Экологическое воспитание – это и есть познание живого, которое  окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. В своей работе мы используем наглядные, словесные и практические методы и приемы для формирования у детей младшего возраста бережного отношения к природе.

  • Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира
  • НОД, здесь мы используем видеоматериалы, презентации
  • Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.
  • Дидактические игры – в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
  • Трудовая деятельность в уголке природы
  • Социальные акции: «Покормите птиц». Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции
  • Анкетирование среди родителей. На котором выявили, что родители заинтересованы в воспитании экологической культуры дошкольников.

Викторина «Экология и мы»

     А сейчас мы вам предлагаем побыть немного детьми и посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания, разделившись на 2 команды. Учитываться будут правильность и быстрота ответов. За каждый правильный ответ по 1 жетону.

     Итак, начинаем нашу викторину!

     1 конкурс. «Знаете ли вы?»

     Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы.

  1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)
  2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)
  3. Кто в лесу без топоров строить избу, без углов? (муравьи)
  4. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)
  5. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)
  6. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
  7. Какая птица охотиться ночью? (сова)
  8. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
  9. У каких деревьев осенью листья красные? (рябина, клен)
  10. Что делает еж зимой? (спит)

     Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданием, и я предлагаю вам продолжить.

     2. Конкурс «Я начну, а ты продолжи»

     1 команда

  • У дуба желуди, а у сосны……(шишки)
  • Береза кудрявая, а сосна…….(колючая)
  • У рябины листочки, а у сосны……(иголки)

2 команда

  • Осенью береза стоит золотая, а елка ……(зеленая)
  • Осина зимой стоит без листьев, а елка……(в иголках)
  • На яблоне растут яблоки, а на дубе…..(желуди)

     3. конкурс «Погода по приметам»

     Воспитатель: Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду.

     Прогнозирование погоды. На экране будут появляться картинки, а вы должны будете назвать приметы.

  • Собака свёртывается и лежит калачиком (наступают холода)
  • Когда цветет черемуха (к холоду, заморозкам)
  • Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь)
  • Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде)
  • Ворон каркает (к дождю)
  • Идет дождь, и на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго)

     Воспитатель: Молодцы! И так мы продолжаем

     4. конкурс. Загадки

     Каждой команде по очереди будут загаданы загадки о явлениях природы.

     Загадки:

  1. Ну, ка, кто из вас ответить:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (солнце)

  1. Что с земли не подымишь? (тень)
  2. Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, четвертый плачет (времена года)

  1. Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (мороз)

  1. В белом бархате деревня,

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет (иней)

  1. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут (облака)

  1. Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают (звезды)

  1. Что за чудо красота!

Расписные ворота

Появились на пути!

В них ни въехать, ни войти (радуга)

     5. Конкурс. Лесная аптека

     Воспитатель: Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – и микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, нужно только научиться. Находить в лесу растения, что пригодны для лечения!

     Воспитатель: Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

  1. Ты растения не тронь – жжется больно, как огонь (крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь)
  2. Путник часто ранит ноги – вот и лекарь у дороги (подорожник, лечит ранки, порезы; применяют при желудочных болезнях)
  3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы)
  4. Летом рад я свежей ягоде медвежьей, а сушеная в запас от простуды лечит нас (малина)

6.Конкурс «Экологические задачи»

     1. Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились весенние ландыши, они были такие красивые, с белыми головками на тонком стебельке, как колокольчики. Их было видимо – невидимо, целая поляна. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты?

     Вывод: нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. (Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в красную книгу, как лекарственные растения)

     2. Ребята в лесу поймали ежика. Он был такой забавный и любопытный, а когда пугался, то сворачивался клубочком, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: «Пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес». А вы взяли бы ежика домой? Можно ли это делать?

     Вывод: нельзя забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут погибнуть.

     Воспитатель: На этом наша викторина закончена.

     Умные, умелые

     Задорные и смелые

     Викторину мы поиграли

     Свои знания показали

     Вы показали отличные знания, но в каждых соревнованиях есть свои победители. Сегодня победила команда…….(дружба)

Итог собрания

     Мы думаем, что вы с удовольствием окунулись в мир детства. Будем рады, если вы нашли для себя что – то интересное, познавательное, если у вас появилось желание больше узнавать о природе, об ее чудесах и загадках. Нам хочется пожелать, что бы вы и ваши дети стали настоящими друзьями природы. Чаще наблюдайте за красотой природы, ведь она так прекрасна. И хочется наше замечательное и необычное собрание закончить словами:

     В гармонии с природой и с собою

     На свете чтобы жили малыши,

     Воспитывайте в детях, берегите,

     Храните экологию души!

     Хочется еще раз отметить, что воспитание и образование ребенка – это самое главное занятие родителей, а природа вам в этом поможет. В память о нашей викторине мы хотим подарить вам памятки «Правила поведения в природе»

     Рефлексия

     Полезно ли собрание для вас?

     Что нового вы узнали для себя?

     Будете ли вы воспитывать у детей любовь к природе?

     Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всего вам доброго!

Приложение 1

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

     Уважаемые родители! С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания дошкольников в детском саду. Просим вас заполнить данную анкету.

  1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
  • Беседы с ребенком
  • Подкормка птиц
  • Отдых на природе
  • Наблюдение за природными объектами
  • Чтение художественной литературы природоведческого содержания
  • Другие формы
  1. Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?
  • Высокий
  • Средний
  • Низкий
  1. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения  природе?
  • Да
  • Нет
  1. Как Вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников?
  • Высокий
  • Средней
  • Низкий

     Благодарим Вас за участие!

Результат анкетирования родителей на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников»

     Анкетирование проводилось во второй младшей группе с целью выявления отношения родителей к экологическому воспитанию дошкольников.

     В исследовании приняли участие 17 родителей из 23.

     Получены следующие результаты:

     На 1 вопрос: «Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?»

     Да – 100%      

     Нет – 0%    

     Не знаю – 0%

     На 2 вопрос: «Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?»

     Да – 94%      

     Нет – 6%      

     Не знаю – 0%

     На 3 вопрос: «В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?»

     Беседы с ребенком – 94%

     Подкормка птиц – 47%

     Отдых на природе – 71%

     Наблюдение за природными объектами – 76%

     Чтение художественной литературы природоведческого содержания – 41%

     Другие формы – 29%

     На 4 вопрос: «Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?»

     Высокий – 6%

     Средний – 71%;

     Низкий – 23%

     На 5 вопрос: «Знакомите ли Вы детей с правилами поведения  природе?»

     Да – 94%;

     Нет – 6%

     На 6 вопрос: «Как Вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников?»

     Высокий – 41%

     Средней – 59%

     Низкий – 0%

     Обработав анкеты, мы сделали следующие выводы:

  1. Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с родителями
  2. Необходимо  знакомить родителей с работой ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников.

Приложение 2

Памятка для родителей

«Правила поведения в природе»

     Для ребенка общение с природой – это новые знания и впечатления. Яркие краски, неожиданные встречи, и величие природы вызывает вполне объяснимое желание – потрогать и попробовать все, что окружает. Именно поэтому любознательные малыши нередко оказываются в опасности – незнакомые с основами безопасного поведения, дети могут навредить не только природе, но и самим себе. Потому крайне важно объяснять мальчишкам и девчонкам правила безопасного поведения на природе и последствия неосторожных поступков.

Обучите, пожалуйста,

этим правилам ребёнка.

     Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом:

  • Не надо кричать в лесу! Не надо играть в шумные игры! Не надо слушать на природе громкую музыку!
  • Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
  • Не ломай ветки у деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают. Помни растение живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживая пыль!
  • Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных. Бабочки, стрекозы, кузнечики - они тоже часть живой природы, они тоже всё чувствуют! Это всё красота и смотреть на них доставляет удовольствие!
  • Не надо менять условия жизни животных, где они родились там они и должны жить! Есть такие животные, которые потом не принимают своих детёнышей обратно, потому что от них пахнет человеком! Это лесные животные им будет плохо в квартире рядом с человеком!
  • Не оставляй мусор в лесу, парке, сквере и водоёме: Помни это дом для животных и в нём должно быть чисто!
  • Не бей стёкла! Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
  • Не разжигай в лесу костёр! Помни: на земле после костра пять лет не сможет расти трава!
  • Не жги сухую траву в лесу или в парке! Помните: сухая трава быстро разгорается и может привести к пожару!

hello_html_m36f4f702.png

Надеемся, с вашей помощью ребёнок усвоит эти правила!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование плана-конспекта проведения родительского собрания на тему:"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев."

Форма  родительского  собрания -Семинар с элементами игры.Цель: Повысить компетентность родителей в умении развивать мелкую моторику рук у детей дома. Задачи:-формировать у родител...

План – конспект проведения родительского собрания на тему: «Изобразительная деятельность в жизни ребенка».

Актуальность проблемы развития изобразительной деятельности дошкольников. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру явля...

Конспект проведения родительского собрания на тему: «Вот и стали мы на год взрослее» в средней группе

Ознакомление  родителей  с возрастными  особенностями  детей  4 – 5  лет,  целями и задачами   образовательной программы дошкольного образования  на п...

План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Развитие всесторонне развитой личности ребенка!»

План-конспект проведения родительского собрания на тему:«Развитие всесторонне развитой личности ребенка!» Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.Цель:1. Составить по в...